Рекомендация Международной Организации Труда № 150 «О профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов»

Принята 23 июня 1975 г.

Рекомендация направлена на установление общих принципов политики профориентации и профессиональной подготовки для всех стран — участниц Международной организации труда.


I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящая Рекомендация применяется к профессиональной ориентации и подготовке молодых людей и взрослых во всех областях экономической, социальной и культурной жизни и на всех уровнях профессиональной квалификации и ответственности.

2. 1) В целях настоящей Рекомендации определение терминов «ориентация» и «подготовка» термином «профессиональная» означает, что ориентация и подготовка направлены на определение и развитие способностей человека к продуктивной и удовлетворяющей его трудовой жизни и, вместе с различными формами образования, на развитие способности отдельного лица сознавать и, индивидуально или коллективно, оказывать влияние на условия труда и на социальную среду.

[…]

II. ПОЛИТИКА И ПРОГРАММЫ

4. 1) Члены Организации должны принимать и совершенствовать всесторонние и скоординированные политику и программы профессиональной ориентации и профессиональной подготовки, тесно связанные с занятостью, в частности через государственные службы по трудоустройству.

[…]

4) Эти политика и программы должны стимулировать и позволять всем лицам, на основе равенства и без какой-либо дискриминации, развивать и применять свои способности к труду в своих собственных интересах и в соответствии со своими стремлениями, учитывая потребности общества.

5) Такие политика и программы должны также поощрять предприятия принимать на себя ответственность за подготовку работников на производстве. Предприятия должны сотрудничать с представителями своих работников при планировании своих программ профессиональной подготовки и должны, по возможности, обеспечивать соответствие этих программ с программами государственной системы подготовки.

[…]

5. 1) В вышеуказанных целях Члены Организации должны разрабатывать и совершенствовать открытые, гибкие и дополняющие друг друга системы общего и профессионально-технического образования, школьной и профессиональной ориентации и профессиональной подготовки, независимо от того, осуществляется ли эта деятельность в системе формального образования или вне ее.

2) Члены Организации должны, в частности, стремиться:

a) к обеспечению всем работникам равного доступа к профессиональной ориентации и профессиональной подготовке;

b) к обеспечению на постоянной основе широкой и реалистичной профессиональной ориентации для различных групп населения во всех отраслях экономической деятельности;

[…]

g) к предоставлению всем работникам реальных возможностей для возобновления образования на уровне, который учитывает их профессиональный опыт;

[…]

III. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ

[…]

8. 1) Основными целями программы профессиональной ориентации должны быть:

a) предоставление детям и молодым людям, еще не вступившим в ряды рабочей силы, основы для выбора вида образования или профессиональной подготовки с учетом их склонностей, способностей и интересов, а также возможностей занятости;

b) содействие лицам, охваченным программами образования и профессиональной подготовки, в получении от этих программ максимальной пользы и в подготовке их либо к получению дополнительного образования или профессиональной подготовки, либо к поступлению на работу и к продолжению образования и подготовки, как только и когда это потребуется на протяжении их трудовой жизни:

c) содействие лицам, вступающим в ряды рабочей силы, стремящимся переменить свою трудовую деятельность или являющимся безработными, в выборе профессии и получении соответствующего профессионального образования и подготовки;

d) информирование работающих о возможностях расширения рамок их профессионального развития, повышения уровня компетенции, заработков и положения, о требованиях в области обучения и профессиональной подготовки и об имеющихся для этой цели практических средствах;

[…]

9. Расширяя охват своих систем профессиональной ориентации, Члены Организации должны уделять особое внимание:

a) оказанию помощи детям и подросткам в школе в достижении правильного понимания ценности и значения труда, а также мира труда, и в ознакомлении с условиями труда в возможно более широком круге профессий, с учетом возможностей занятости и карьеры, которые могут открываться перед ними, а также с требованиями, предъявляемыми к желающим воспользоваться этими возможностями;

b) предоставлению детям и молодым людям, которые никогда не посещали школу или оставили школу до ее окончания, информации относительно возможно более широкого круга профессий и возможностей занятости в кругу этих профессий, а также ориентации относительно того, как они могут получить доступ к этим возможностям;

[…]

e) оказанию лицам, имеющим особые трудности в отношении образования, профессиональной подготовки или занятости, помощи для их преодоления в рамках общих мероприятий, направленных на достижение социального прогресса.

10. […]

3) Индивидуальные консультации и, в соответствующих случаях, деятельность по коллективной профессиональной ориентации должны учитывать специфические потребности отдельных лиц в информации и поддержке, особенно лиц с физическими и умственными недостатками, а также лиц, находящихся в невыгодном положении с социальной и образовательной точек зрения. Сюда могут входить учебные занятия по поискам и оценке информации и по принятию решений, а также упражнения по отбору из широкой гаммы профессий и задач с целью развития способностей сделать выбор, основанный на информации. Необходимо всегда иметь в виду право каждого лица на собственный выбор, основанный на всесторонней информации, имеющей к этому отношение.

[…]

11. Члены Организации, программы профессиональной ориентации которых находятся на начальных стадиях развития, должны, в первую очередь, стремиться:

[…]

b) к оказанию содействия тем группам населения, которые нуждаются в помощи для преодоления традиционных препятствий в свободном выборе образования, профессиональной подготовки или рода занятий;

c) к удовлетворению нужд лиц с особыми способностями в тех сферах деятельности, которые имеют первостепенное значение.

12. В своих программах профессиональной ориентации Члены Организации должны полностью использовать все имеющиеся возможности и средства информации для достижения наиболее эффективной связи с различными заинтересованными группами населения.

13. 1) Там, где это применимо, соответствующие тесты на способности и склонности, включая как физиологические, так и психологические качества, а также другие виды экзаменов, должны быть доступны для использования в профессиональной ориентации в соответствии с потребностями отдельных случаев.

[…]

IV. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

А. Общие положения

15. 1) Члены Организации должны постепенно расширять, приспосабливать и согласовывать системы профессиональной подготовки в своих странах с тем, чтобы они отвечали потребностям молодых людей и взрослых в получении профессиональной подготовки в течение всей их жизни, во всех секторах экономики, во всех отраслях экономической деятельности и на всех уровнях квалификации и ответственности.

2) При этом они должны уделять особое внимание:

a) предоставлению возможностей продвижения по работе, которые должны быть открыты, при наличии условий, для лиц, имеющих желание и способность подняться на более высокий уровень квалификации и ответственности;

[…]

c) предоставлению профессиональной подготовки группам населения, которым в прошлом не уделялось достаточного внимания, в частности группам, находящимся в невыгодном положении с социальной или экономической точки зрения;

[…]

3) Программы профессиональной подготовки должны разрабатываться таким образом, чтобы способствовать полной занятости и развитию способностей каждого лица.

[…]

18. Программы начальной подготовки для молодых людей, имеющих небольшой трудовой опыт или вовсе не имеющих его, должны включать, в частности:

a) общее образование, скоординированное с практической подготовкой и с соответствующим теоретическим обучением, дополняющими ее;

b) основное обучение общим для нескольких смежных профессий знаниям и навыкам, которое может быть предоставлено в учреждении системы общего образования или в учреждении профессиональной подготовки или на рабочем месте или вне рабочего места на предприятии;

c) специализацию в области знаний и навыков, которые могут быть непосредственно использованы для существующих или создаваемых возможностей занятости;

d) осуществляемое под наблюдением введение в реальную рабочую обстановку.

[…]

VII. ОСОБЫЕ ГРУППЫ НАСЕЛЕНИЯ

45. 1) Должны приниматься меры для обеспечения эффективной и достаточной профессиональной ориентацией и профессиональной подготовкой особых групп населения для того, чтобы они пользовались равенством возможностей в области занятости и лучше приобщались к жизни общества и к экономической жизни.

2) Особое внимание следует уделять таким группам, как:

a) лица, которые никогда не посещали школу или оставили школу до ее окончания;

b) пожилые работники;

c) представители лингвистических и других меньшинств;

d) лица, неполноценные с физической или умственной точек зрения.

[…]

D. Лица, имеющие физические недостатки или умственно неполноценные

53. 1) Лица, имеющие физические недостатки или умственно неполноценные, должны иметь доступ к программам профессиональной ориентации и профессиональной подготовки, предоставляемым всему населению, в той мере, насколько эти программы могут быть полезными для них.

2) В тех случаях, когда это нежелательно в силу серьезности или характера их инвалидности или потребностей особых групп инвалидов, должны обеспечиваться специально приспособленные программы.

3) Необходимо приложить все усилия для того, чтобы информировать широкую общественность, работодателей и работников, а также врачей, вспомогательный медицинский персонал и общественных работников о необходимости предоставления лицам, имеющим физические недостатки или умственно неполноценным, профессиональной ориентации и профессиональной подготовки, которые позволили бы им найти работу, отвечающую их нуждам, о необходимости приспособления на работе, которое может потребоваться для некоторых из них, и о желательности оказания им особой поддержки в процессе работы.

4) Должны быть приняты меры для обеспечения, насколько это возможно, вовлечения или возвращения лиц, имеющих физические недостатки и умственно неполноценных, в производственную жизнь, в нормальную производственную среду.

5) Следует учитывать положения Рекомендации 1955 года о переквалификации инвалидов.

[…]

http://www.conventions.ru/view_base.php?id=581

Возврат к списку

3.151563647898