Правовые аспекты трудовой реабилитации людей с ограниченными возможностями в России



Правовые аспекты трудовой реабилитации людей с ограниченными возможностями в России

В области социальной защиты прав людей с ограниченными возможностями приоритетными задачами являются законодательное обеспечение прав инвалидов на труд и на равные условия при трудоустройстве.


На сегодняшний день в Российской Федерации насчитываются 12,8 млн людей с ограниченными возможностями. Из 2,57 млн инвалидов, которые находятся в трудоспособном возрасте, работают только 817,2 тыс. человек, численность неработающих инвалидов составляют около 1,8 млн человек, или 70% от численности инвалидов в трудоспособном возрасте. Уровень занятости инвалидов в два раза ниже уровня занятости других категорий граждан. Именно поэтому законодательное обеспечение прав инвалидов на труд и на равные условия при трудоустройстве являются приоритетными задачами в области социальной защиты прав людей с ограниченными возможностями.

В СССР существовала отлаженная система трудоустройства людей с ограниченными возможностями на специализированных предприятиях при всесоюзных обществах инвалидов. Занятость людей, имеющих рабочую группу инвалидности, была практически повсеместной, но такой порядок имел ряд недостатков, в частности работа, предлагаемая на данных предприятиях, в основном была низкоквалифицированной, низкооплачиваемой, не требовала получения даже среднего профессионального образования. При переходе к рыночной экономике работодатели, не стесненные какими-либо законодательными барьерами, перестали трудоустраивать инвалидов, а специализированные предприятия, ранее обеспечивавшие людей с ограниченными возможностями рабочими местами, оказались неконкурентноспособными в изменившихся экономических условиях, потеряли государственную поддержку.

20 декабря 1993 г. 48-й сессией Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций были приняты «Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов». В 7-м стандартном правиле были обозначены меры, направленные на решение проблем в области профессиональной реабилитации инвалидов. «Государствам следует признать принцип, в соответствии с которым инвалиды должны получить возможность осуществлять свои права человека, особенно в области занятости. Как в сельской местности, так и в городских районах они должны иметь равные возможности для занятия производительной и приносящей доход трудовой деятельности на рынке труда». В качестве конкретных действий странам — участникам ООН предлагалось следующее:

  • создание законодательной базы, в том числе квотирование рабочих мест;
  • меры по проектированию и приспособлению рабочих мест и рабочих помещений таким образом, чтобы они были доступны для лиц с различными формами инвалидности;
  • меры поддержки в использовании новых технологий и в разработке и производстве вспомогательных устройств, приспособлений и оборудования и меры по облегчению доступа инвалидов к таким средствам и оборудованию, чтобы они могли получать и сохранять за собой рабочее место;
  • обеспечение надлежащего обучения и трудоустройства, а также постоянной поддержки, например индивидуальной помощи и услуг переводчиков;
  • создание благоприятных условий для трудоустройства инвалидов в государственном секторе.

Постепенно в Российской Федерации был принят комплекс законодательных актов, направленных на обеспечение занятости и регулирующих правовые аспекты трудоустройства и трудовой деятельности людей с ограниченными возможностями.

Несмотря на то, что инвалидность связана с ограниченной способностью к трудовой деятельности, неотъемлемое право инвалида наравне и с другими категориями населения — право на труд, о чем свидетельствует в Конституции РФ гл. 2 «Права и свободы человека и гражданина», в частности ч. 1 ст. 37: «Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию».

Основным законом, регулирующим правовое положение инвалидов, в России является Федеральный закон «О социальной защите инвалидов», принятый Государственной Думой 20 июля 1995 г. Статья 20 регулирует обеспечение занятости.

Инвалидам в России предоставляются гарантии трудовой занятости путем проведения следующих специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда:

  • установление в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов;
  • резервирование рабочих мест по профессиям («Перечень приоритетных профессий рабочих и служащих, овладение которыми дает инвалидам наибольшую возможность быть конкурентоспособными на региональных рынка труда» был утвержден постановлением Минтруда РФ от 8 сентября 1993 г. № 150 [http://base.garant.ru/135975/]), наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов;
  • стимулирование создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов;
  • создание инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов;
  • создание условий для предпринимательской деятельности инвалидов;
  • организация обучения инвалидов новым профессиям.

Статья 22 регламентирует организацию специальных рабочих мест для инвалидов. Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов — рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов. Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов должны оснащаться работодателями с учетом нарушенных функций инвалидов и ограничений их жизнедеятельности в соответствии с основными требованиями к такому оборудованию. (Основные требования к условиям труда лиц с ограниченными возможностями здоровья определены в Санитарных правилах СП 2.2.9.2510-09 «Гигиенические требования к условиям труда инвалидов», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18.05.2009 № 30 [http://www.rg.ru/2009/06/17/san-vrach-pravila-dok.html].)

Федеральным законом также определены права, обязанности и ответственность работодателей в отношении сотрудников-инвалидов. Работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны:

  • создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов и принимать локальные нормативные акты, содержащие сведения о данных рабочих местах;
  •   создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида;
  • предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.

В 2013 г. была изменена ст. 21 Федерального закона, устанавливающая квоты на прием инвалидов для предприятий. «Работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4% среднесписочной численности работников. Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3% среднесписочной численности работников». От квот освобождаются предприятия, созданные на базе общественных объединений инвалидов и образованных ими организаций. Власти регионов будут осуществлять проверку предприятий на предмет обнаружений нарушений закона, регулирующего трудоустройство лиц с ограниченной ответственностью. О расписании плановых проверок, утверждаемом один раз в год, предприятия уведомляются заблаговременно. Причиной внепланового приезда проверяющих может стать жалоба человека, которому было незаконно отказано в приеме на работу. В случае обнаружения нарушений организации предоставляется срок 2 месяца, в течение которого они должны быть устранены. В обратном случае нарушителю грозит административное наказание — штраф, размер которого составляет от 5 000 до 10 000 руб.

Кроме льгот, предоставляемых инвалидам трудовым законодательством, им положены и налоговые льготы. Эти льготы гарантируются как самим работникам-инвалидам, так и организациям, в которых они трудятся.

Инвалиды могут получить льготы по следующим налогам: НДФЛ, ЕСН, налог на имущество и земельный налог. Поскольку к расчету двух последних налогов организация отношения не имеет (работник-инвалид рассчитывает их самостоятельно), рассмотрим только льготы по НДФЛ и ЕСН.

Согласно ст. 218 Налогового кодекса РФ работник-инвалид имеет право на два стандартных налоговых вычета. Вычет в размере 3 000 руб. в месяц. Перечень лиц, имеющих право на этот вычет, приведен в подп. 1 п. 1 ст. 218 Налогового кодекса РФ. Вычет в размере 3 000 руб. для этих категорий работников предоставляется независимо от величины их дохода, исчисленного нарастающим итогом с начала года. Согласно подп. 2 п. 1 ст. 218 Налогового кодекса РФ право на этот вычет имеют: инвалиды детства и инвалиды I и II групп. Вычет в размере 500 руб. также предоставляется независимо от величины годового дохода работника.

От уплаты единого социального налога освобождаются индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, которые являются инвалидами I, II или III группы, в части доходов от их предпринимательской и иной профессиональной деятельности. Сумма дохода, освобождаемая от обложения ЕСН, не должна превышать 100 000 руб. в течение года (подп. 3 п. 1 ст. 239 Налогового кодекса РФ).

Правительство Московской области также проводит комплекс мероприятий по обеспечению занятости граждан с ограниченными возможностями, проживающих в Подмосковье.

В 2013 г. по поручению ВРИО губернатора Андрея Воробьева, в рамках исполнения п. 44 Поручений губернатора, изложенных в обращении «Наше Подмосковье. Приоритеты развития», была организована кампания по привлечению инвалидов к работе в учреждениях исполнительной власти региона, бюджетных организациях. Распоряжением Комитета по труду и занятости населения Московской области от 20 мая 2013 г. № 49-р утверждены рекомендации по организации трудоустройства инвалидов в государственные учреждения Московской области.

На сегодняшний день отлажено взаимодействие с более 700 организациями бюджетной сферы, подведомственными органам государственной власти по трудоустройству лиц с ограниченными возможностями здоровья. Каждому инвалиду предоставляется возможность получить информацию о трудоустройстве в исполнительные органы государственной власти на сайте Регионального банка вакансий для инвалидов Московской областной службы занятости населения [http://trudik.ru/vac_away.php]. В банке вакансий размещаются объявления не только от государственных учреждений, но и от организаций любых форм собственности.

По материалам: http://www.dislife.ru/flow/theme/1827

http://www.mosreg.ru/page/render/slug/news-detail/id/17072/pslug/

3.151503236054