Индивидуальное профессиональное консультирование



Индивидуальное профессиональное консультирование Главная задача педагога(психолога)-профконсультанта при проведении индивидуальной профессиональной консультации — помочь учащемуся сориентироваться и найти выход из проблемной ситуации, связанной с выбором профессии.


Для этого в практике широко используются бланковые материалы, которые содержат информацию об особенностях профессий (профессиокарты, профессиограммы), учебных заведениях, вакансиях, условиях поступления на работу и т.д., а также компьютерные программы. Однако основным методом индивидуальной профессиональной консультации остается профориентационная беседа, целью которой является принятие учащимся решения о выборе профессии.

Остановимся на основных этапах индивидуального профессионального консультирования (беседы):

  • выделение учащимся собственных возможностей (профессионального трудового потенциала, общих и специальных знаний, умений, навыков, возможного профессионального опыта);
  • определение учащимся собственных ограничений (психологических, медицинских и т.п.);
  • подбор профессии в соответствии с профессиональными склонностями, сложившимися способностями, приобретенными умениями, знаниями, навыками, но и ограничениями (заболеваниями).

При этом следует предусмотреть возможные запасные варианты выбора учащимся профессии. Для этого необходимо подвести консультируемого к обдумыванию освоения выбранной профессии, к осознанию следующих аспектов: каким представляется ему будущий образ жизни; что он будет делать в ближайшее время, с кем взаимодействовать; каковы его ближайшие и перспективные цели, конкретные пути и средства их достижения; в чем заключаются внешние и внутренние препятствия; каков запасной вариант.

Педагог(психолог)-профконсультант должен учитывать психологические закономерности, свойственные разным этапам проведения индивидуальной профориентационной консультации (беседы). Игнорирование принципа завершенности каждого этапа может привести к безрезультативности всей профконсультационной работы в целом.

В ходе индивидуального профессионального консультирования выделяются следующие этапы.

Этап 1. Знакомство. Этот этап во многом определяет успешность всей последующей работы. Основная цель — создание атмосферы доверия и взаимопонимания между консультантом и учащимся. Необходимо снять то нервное и физическое напряжение, которое вызывают у консультироваемого новизна ситуации и официальность обстановки приема. При этом можно использовать в первую очередь невербальные компоненты общения.

Этап 2. Вступление (ввод в профессиональное общение). Цель — выработка договоренности о продолжительности консультации и ожидаемых профконсультантом и учащимся результатов. Следует максимально четко определить принцип общения «на равных»; объяснить учащемуся, что выбор окончательного решения зависит только от него, а консультант лишь помогает сориентироваться в его проблемах и возможностях их решения.

В начале беседы необходимо провести наблюдение за настроением собеседника (спокойный, тревожный, угнетенный, агрессивный и т.п.) и в связи с этим построить свою дальнейшую работу. Наиболее информативными в этом отношении являются невербальные реакции человека: спокойствие или суетливость поведения; тихий или громкий голос; замедленный или быстрый темп речи; интонация, мимика, взгляд, жесты, поза, дыхание, дистанция между собеседниками, побледнение или покраснение кожи.

Оценки эмоционального состояния собеседника педагог(психолог)-профконсультант может проверять и уточнять вопросами, касающимися его чувств и переживаний: «Что вы при этом чувствовали?», «Вам кажется, что…?», «Вам нравится такое положение?», «Вы чувствуете беспокойство по поводу…?» и т.д. В этих целях можно использовать приемы рефлексивного активного слушания или специальные психодиагностические методики.

Навыки определения состояния консультируемого должны дополняться умением профконсультанта им управлять. Если человек находится в тревожном или подавленном состоянии, для оказания психологической поддержки начинать консультацию надо с выяснения его причин. Только после этого следует переходить к основному содержанию профориентационной беседы.

Показателем профессионализма профконсультанта может служить умение работать с человеком, находящимся в тревожном или неуравновешенном состоянии, без потери собственного душевного спокойствия. Недопустимо личностное реагирование на отрицательные эмоции консультируемого, что может привести к неспособности профконсультанта выполнять свою работу на должностном профессиональном уровне.

Этап 3. Выявление потребностей и запросов консультируемого. В ходе беседы необходимо уточнить конкретные обстоятельства жизни и определить, в чем заключаются проблемы учащегося. Для этого можно использовать вопросы, начинающиеся со слов «Кто?», «Когда?», «Где?», «Как часто?», «По какой причине», а также уточняющие вопросы типа «Что вы имеете в виду…?», «Когда это произошло?», «Пожалуйста, приведите мне пример…», «Было ли в подобных случаях по-другому?», «Что является причиной вашего…?» и т.д. Цель вопросов — уточнение изложения проблемы консультируемого. Профконсультант должен понимать, что для профессионально грамотной работы следует ориентироваться в реальных фактах, а не в их интерпретации.

Для выявления запроса необходимо не только знать конкретную ситуацию, но и определить ее мотивы и ценностные ориентации учащегося. Выяснить это можно непосредственно в ходе беседы, задавая вопросы типа: «Почему это так для вас значимо?», «Почему вы этого хотите?», «Почему для вас важно, чтобы получилось (произошло)…?» и т.п.

При выявлении запроса следует понимать, что любое обращение к профконсультанту, как правило, имеет две стороны. Одна, «внешняя», сторона отражает формулирование проблемы самим человеком и его ожидания от консультации. Другая, «внутренняя», сторона воспроизводит психологическое содержание, стоящее за обращением к профконсультанту. При этом «внутренняя» сторона запроса может не осознаваться самим консультируемым, и выявление ее — задача консультанта. Игнорирование такой ситуации приводит к непониманию профконсультантом консультируемого, а это, в свою очередь, может провоцировать у последнего агрессивные реакции и вызвать чувство неудовлетворенности консультацией, что часто выражается в формулировании отношения к профконсультанту как к «плохому специалисту».

«Внешняя» сторона запроса может формулироваться в виде мотивов:

  • получения профессии;
  • профессионального самоопределения;
  • выбора направления обучения;
  • получения конкретной помощи в реализации профессиональных планов и преодолении затруднений.

«Внутренняя» же сторона запроса может выражаться в виде:

  • эмоциональной поддержки и сочувствия;
  • способа справиться с повышенной тревожностью;
  • помощи при наличии заниженной самооценки и переживания чувства невозможности справиться с ситуацией собственными силами;
  • подтверждения своей правоты в сложной жизненной позиции;
  • совета в ситуации выбора и т.д.

Как видно, «внутренний» запрос консультируемого часто может служить основанием для оказания ему психологической поддержки.

В соответствии с интересами и склонностями консультируемого определяются предпочтительная сфера профессиональной деятельности и конкретная профессия, отвечающие его возможностям.

Этап 4. Диагностика интеллектуальных и личностных особенностей консультируемого. В ряде случаев (сложность выбора профессии, незнание своих склонностей и способностей, невыраженность профессиональных интересов и др.) возможно проведение психодиагностики. Цель — определение уровня интеллектуального развития консультируемого, его специальных способностей, свойств характера, темперамента, особенностей эмоционально-волевой и интеллектуальной сфер.

Применяя психодиагностические методы, профконсультант должен руководствоваться принципом необходимости и достаточности при получении психологической информации. В профконсультировании основным предметом диагностики являются индивидуальные особенности, обеспечивающие профессиональную пригодность. Сравнивая достаточно устойчивые индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессиональной деятельности, профконсультант может скорректировать профессиональный выбор или дать рекомендации по развитию необходимых качеств.

Использование в процессе профконсультации личностных опросников зависит от уровня профессиональной квалификации профконсультанта и от запроса консультируемого. В данном случае необходимо следовать нормам психодиагностической практики.

Применение диагностики предполагает обязательное знакомство консультируемого с ее результатами и рекомендациями профконсультанта. После проведения диагностики устойчивых, являющихся относительно постоянными в течение длительного периода, индивидуальных особенностей профконсультант дает рекомендации следующего типа:

  • как консультируемому соотнести свои профессиональные намерения и способности;
  • какие профессии и виды деятельности можно считать наиболее подходящими для консультируемого;
  • как выработать индивидуальный стиль деятельности, чтобы предотвратить его стихийное формирование путем проб и ошибок.

Профконсультанту необходимо быть особенно осторожным в рекомендациях по результатам диагностики интеллекта и способностей, учитывая, что они могут развиваться в профессиональной деятельности при соответствующей мотивации.

Этап 5. Выход из контакта. Цель — осуществление выхода из контакта. На этом этапе необходимо закрепить положительный эффект от консультации. Для этого рекомендуется еще раз проговорить основные выводы, к которым консультант и консультируемый пришли в результате беседы.

Окончание консультации нужно построить таким образом, чтобы у учащегося не осталось чувства потраченного попусту времени; он должен ощущать, что разговор с профконсультантом дал ему что-то новое в понимании своей проблемы и возможных путей ее решения, в представлении своей дальнейшей жизненной перспективы и привел к уменьшению внутренней тревоги.

Рекомендуется заканчивать консультацию личностно ориентированными фразами, демонстрирующими консультируемому доброжелательность и заинтересованность в его проблемах: «Желаю успеха», «Всего наилучшего», «Удачи вам» и т.п. Желательно, чтобы эти фразы сопровождались соответствующими невербальными проявлениями: улыбкой, дружеским кивком и т.п.

Вопросы и задания

1. Что такое профессиональное консультирование?

2. В чем состоит сложность индивидуального профессионального консультирования?

3. В чем отличие профессионального информирования от индивидуального профессионального консультирования?

4. Какие формы, методы и методики наиболее часто используются в практике индивидуального консультирования?

5. Составьте таблицу наиболее эффективных средств профессионального консультирования, которые возможно использовать в профориентационной работе со старшеклассниками.

Таблица средств профессионального консультирования старшеклассников

Формы

Методы

Методики







6. Составьте памятку для профконсультанта об основных этапах индивидуального профессионального консультирования.

7. Напишите план индивидуального профессионального консультирования старшеклассников. Обоснуйте ваш выбор методов и методик.

Вершинин С.И., Савина М.С., Махмудов Л.Ш., Борисова М.В. Индивидуальное профессиональное консультирование // Вершинин С.И., Савина М.С., Махмудов Л.Ш., Борисова М.В. Основы профориентологии: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / М.: Издательский центр «Академия», 2009. – С.73-77.

3.151601038769