Семинар «Современные ресурсы психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения и профессиональной ориентации»



Семинар «Современные ресурсы психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения и профессиональной ориентации»

24 апреля 2014 г. состоялся научно-практический семинар для различных категорий педагогических работников с целью внедрения современных психолого-педагогических технологий профессионального самоопределения и профессиональной ориентации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Его инициатором выступило Министерство образования Московской области и Образовательно-издательский центр «Академия».


В научном мероприятии приняли участие представители общеобразовательных организаций, подведомственных Министерству образования Московской области: директора, заместители директоров по учебно-воспитательной работе, методисты, социальные педагоги и другие категории педагогических работников, а также ведущие специалисты в области педагогического сопровождения профессиональной ориентации и профессионального самоопределения, представители РАО.

Целью проведения данного научно-практического мероприятия стало изучение и трансляция передового опыта психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения и профессиональной ориентации обучающихся (в том числе имеющих ограниченные возможности здоровья, а также детей-инвалидов), внедрение современных профориентационно значимых технологий в практику общеобразовательных организаций Московской области.

Основными докладчиками семинара стали не только известные эксперты в области отечественной профориентологии — д.п.н., профессор, академик-секретарь отделения профессионального образования президиума РАО, главный научный сотрудник лаборатории социально-профессионального самоопределения УРАО ИСМО С.Н. Чистякова и к.п.н., заведующий лабораторией социально-профессионального самоопределения Института содержания и методов обучения РАО Н.Ф. Родичев, ведущие сотрудники РАО С.О. Кропивянская и О.Ю. Щигирева, но также руководитель отдела «Профессиональный выбор и карьера» Образовательно-Издательского центра «Академия» — М.К. Деканова, занимающаяся реализацией издательских программ по обеспечению образовательных организаций различного уровня современными учебно-методическими, справочными и информационными материалами по общей, специальной и коррекционной педагогике, психологии, психолого-педагогическому сопровождению профессионального самоопределения и профессиональной ориентации молодежи (в том числе и с ограниченными возможностями здоровья).

Проведение семинара на основе экспертного подхода позволило привлечь представителей общеобразовательных организаций Московской области к оценке состояния профориентационной работы в регионе, нахождения реперных точек модернизации системы психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения и профессиональной ориентации обучающихся, имеющих ограниченные возможности здоровья.

Круг вопросов, рассмотренных во время семинара, был довольно широк:

─ проблема создания единой многоуровневой системы профессиональной ориентации молодежи с учетом образовательно-производственного потенциала Московской области;

─ психолого-педагогическое сопровождение профессионального выбора детей и подростков: опыт и перспективы развития направления в Московской области;

─ использование современных педагогических технологий профориентационной работы с обучающимися в контексте изменяющегося рынка труда;

─ информационное и учебно-методическое обеспечение системы психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения и профессиональной ориентации;

─ презентация профориентационного портала «Мой ориентир».

Оценивая состояние профориентационной работы в Московской области, представители общеобразовательных организаций указали, что в большинстве из них данное направление образовательной и воспитательной работы с молодежью реализуется.

Наиболее распространенными формами психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения стали:

─ информационная поддержка;

─ организация профориентационных мероприятий;

─ проведение экскурсий на предприятия и встреч с представителями различных профессий.

Участники семинара отметили невысокий уровень информационной обеспеченности работы по психолого-педагогическому сопровождению профессионального самоопределения обучающихся, в частности ограниченное количество Интернет-ресурсов, посвященных данной проблематике, что делает создание сайта «Мой ориентир» особенно актуальным в рамках совершенствования методов профессиональной ориентации.

Специалисты, принявшие участие в семинаре, отметили актуальность темы семинара и значимость проблем, обсуждение которых состоялось на данном мероприятии. Также они говорили о необходимости проведения подобных мероприятий в дальнейшем. При этом отмечая важность профессиональной ориентации, как научной и практической системы обеспечения доступности профессионального образования лицам с ограниченными возможностями здоровья, психолого-педагогическом сопровождении профессионального самоопределения и содействия в профессиональном выборе организаторами и участниками семинара было высказано мнение о необходимости комплексного развития данного направления, связанного с:

─ систематизацией и модернизацией форм и методов работы с молодежью;

─ созданием единой многоуровневой системы профессиональной ориентации молодежи с учетом образовательно-производственного потенциала Московской области;

─ разработкой профориентационно значимых программ, курсов, занятий и тренингов, адаптированных под потребности образовательного пространства Московской области;

─ применение передового отечественного и зарубежного опыта для совершенствования профориентационной деятельности образовательных организаций различного уровня

─ организацией непрерывной образовательной и воспитательной работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, обеспечение доступности профессионального образования для данной группы молодежи, развитие форм и методов психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения и профессиональной ориентации;

─ централизованным обеспечением общеобразовательных организаций современными профориентационными ресурсами;

─ развитием профориентационно значимых информационно-коммуникационных средств;

─ продолжением работы над тематическим профориентационным порталом «Мой ориентир», развитием дистанционных форм профориентационной работы с людьми, имеющими ограниченные возможности здоровья;

─ использованием в практике профориентационной работы в общеобразовательных организациях Московской области интерактивных элементов, учебных и методических материалов, представленных на сайте «Мой ориентир».

3.151615239075