Научно-исследовательская деятельность молодежи



Научно-исследовательская деятельность молодежи

Научно-техническая революция середины XX века ознаменовала переход к постиндустриальному общественному устройству. Основной отраслью экономики становится производство не товаров, а услуг и знаний.


Если раньше место человека в обществе определялось его принадлежностью к определенному классу или социальной группе, то сейчас решающим фактором становятся образование, обучаемость, творческие способности и уровень культуры. В будущем ведущие позиции в обществе будут занимать ученые, посвятившие себя научному познанию мира.

В марте 2013 г. Министерством экономического развития России был представлен Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года. В Прогнозе в качестве приоритетного направления социально-экономического развития нашей страны обозначен инновационный сектор. Развитие инновационного сектора повлечет за собой и возрождение отечественной науки, сделав профессию ученого высокооплачиваемой и престижной. Привлечение финансовых средств, как от отечественных, так и от зарубежных инвесторов, открытие новых инновационных предприятий и исследовательских центров повлечет за собой повышенный спрос на рынке труда на научные кадры. Именно поэтому молодому человеку, выбирающему профессию сейчас, стоит обратить внимание на науку.

Несомненно, если вы решили посвятить себя науке, нужно начинать это делать уже в старших классах школы. Существует несколько общепринятых видов научных мероприятий, проводимых среди школьников:

– олимпиады (внутришкольные, городские, областные, всероссийские);

– научные конференции различного уровня;

– конкурсы и олимпиады, проводимые высшими учебными заведениями для школьников.

Для школьников участие в научных мероприятиях является не только инструментом развития творческих способностей и исследовательских навыков, но и может стать своеобразным трамплином для поступления в высшее учебное заведение. Результаты победителей и призеров заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников – выпускников школ текущего года признаются образовательными учреждениями в качестве результатов выпускных экзаменов по соответствующим предметам, в том числе по русскому языку и математике. При этом в аттестат по предмету, соответствующему профилю Всероссийской олимпиады школьников, выставляется отметка "отлично". Победители и призеры олимпиады получают диплом государственного образца, в котором указано название олимпиады по предмету. Его следует предъявить в вуз при подаче документов для подтверждения своих льгот. При поступлении в учебное заведение на специальность, соответствующую профилю олимпиады, победители и призеры принимаются без экзаменов. Если же абитуриент поступает на специальность не по профилю олимпиады, результат олимпиады засчитывается как 100 баллов по предмету, соответствующему профилю олимпиады. Победители конкурсов, олимпиад и конференций, которые организуются непосредственно университетами также, как правило, имеют льготы при поступлении.

Научно-исследовательская деятельность студентов носит более систематический характер, так как оно является одним из обязательных составляющих высшего образования. Наряду с посещением лекций и семинаров студент в обязательном порядке пишет рефераты и курсовые работы, которые часто являются составной частью дипломного проекта – главной научно-исследовательской работы выпускника университета. Студенты, обучающиеся по естественнонаучным и точным специальностям, работают в лабораториях, участвуя в экспериментальных исследованиях.

Студенты, как правило, осуществляют исследование под руководством научного руководителя. Работа с научным руководителем обычно начинается с чтения научных публикаций по выбранному направлению исследования и обсуждения предполагаемой темы. Затем перед студентом ставится задача, которая в будущем перерастает в проблематику исследования. Важный этап при проведении НИР – самостоятельное изучение студентом научной литературы, так как любое исследование базируется на ранее полученных результатах. В дальнейшем каждому молодому ученому необходимо помнить, что научной работой нужно заниматься постоянно, не откладывая дело в долгий ящик. Каждый полученный результат необходимо обсуждать с научным руководителем, который сможет направить вас и указать на ошибки. Но и необходимо самому проявлять инициативу, предлагая варианты решения поставленной в ходе исследования проблемы.

Формой отчетности для студентов могут служить не только курсовые работы, но и участие в конференциях, конкурсах и написание статей. Это особенно важно, если в будущем вы твердо решили связать себя с наукой и решили поступать в аспирантуру, так как при поступлении от претендента уже требуется список публикаций. В аспирантуру может поступить не каждый студент, предпочтение отдается тем, кто ведет реальную научную работу, и кто с наибольшей вероятностью сможет закончить работу над диссертацией. Поступающий в аспирантуру должен показывать хорошие результаты на протяжении всего срока обучения в ВУЗе, быть способным генерировать идеи, самостоятельно формулировать теоретические и прикладные задачи и правильно их решать, уметь работать с литературой, проводить эксперименты, готовить публикации и выступления.

При поступлении в аспирантуру выпускник ВУЗа должен сдать 3 экзамена – история науки, иностранный язык и специальность. В ходе обучения, которое длится на очном отделении 3, а на заочном – 4 года, необходимо прослушать курсы по этим трем дисциплины и сдать экзамены на кандидатский минимум. Естественно, главная задача аспиранта – подготовка кандидатской диссертации

После окончания аспирантуры и защиты диссертации вы становитесь профессиональным ученым и можете найти применение своим знаниям и навыкам на высокотехнологичных предприятиях, в инновационных центрах, научно-исследовательских институтах. Всем школьникам стоит попробовать свои силы в науке. Во–первых, это очень интересно, во–вторых, достаточно перспективно в плане трудоустройства, в–третьих, профессия ученого во все времена была очень уважаемой престижной.

3.151560980509