Система платного образования



Система платного образования

В России в 1990х гг. проходило активное реформирование социально-экономической и политической сфер, в ходе которого и были заложены основы системы платного образования. Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 г. ввел понятие платной образовательной деятельности, которую могли осуществлять негосударственные образовательные учреждения.


Тогда же право оказания платных образовательных услуг получили и государственные и муниципальные учебные заведения. Такое положение сохранилось и до сегодняшнего дня: вне зависимости от формы собственности образовательной организации (государственная, частная, муниципальная) она может осуществлять обучение, как на бюджетной, так и на договорной основе. В настоящее время четко прослеживается тенденция к сближению всех форм образовательных организаций. Ведь теперь и негосударственные вузы и колледжи открывают свои двери для абитуриентов, поступающих на бюджетные места. Таким образом, система платного образования на сегодняшний день представлена частными образовательными организациями, но и платными отделениями государственных, и муниципальных учебных заведений дошкольного, общеобразовательного, профессионального и высшего образования.

В первую очередь необходимо решить насколько вас устраивает сама перспектива обучения на договорной основе. Здесь важно учесть специфику платного образования. Его отличия от бюджетного очевидны:

- обучение на договорной основе придется оплачивать из своего кармана. Если студент, обучающийся на бюджетной основе получает стипендию, то «платник» в лучшем случае может получить скидку. Однако важно помнить, что российское законодательство позволяет вернуть себе часть затраченных на обучение денег. Речь идет о получении налогового вычета в размере до 13% стоимости обучения. Необходимо также учитывать, что при поступлении в учебном заведении на платной основе между ним, студентом и лицом оплачивающим обучением заключается договор, где прописывается стоимость образовательных услуг. В соответствии с законом «Об образовании в РФ» от 26.12.2012г. эта сумма не может существенно меняться в процессе обучения.

-поступить на бюджетное место в вуз или колледж намного сложнее, чем на коммерческое. Это связано и с ограниченным количеством таких мест и соответственно высоким конкурсным отбором на их замещение.

- психологически студенту проще дается обучения на платной основе. Ведь он понимает, что учебное заведение не будет спешить расстаться со студентом, обучающимся на договорной основе. Это существенно снимает напряжение в сессионный период.

Как правило, абитуриент сначала выбирает специальность, которую хотел бы получить, а потом пробует свои силы в нескольких учебных заведениях. Часто выпускники школ сначала пытаются поступить на бесплатные места, и только если такая попытка не удастся отправляется учиться на договорной основе. Однако есть и те, кто изначально планирует получать образование платно. Для многих такой выбор становится осознанным в ходе сравнения достоинств и недостатков платного обучения.

К достоинствам обучения в негосударственных вузах и колледжах следует отнести их открытость, мобильность и чувствительность ко всем изменениям и инновациям в образовательной среде. Такие учебные заведения более восприимчивы к рынку образовательных услуг и стремятся открывать у себя самые актуальные направления подготовки. Кроме того, если негосударственный вуз или колледж достаточно крупный, и соответственно обладает большими доходами, то их он потратит как на улучшение материально-технической базы (в том числе компьютеры, интерактивные панели и прочие электронные приспособления применяемые в образовании), так и на привлечение лучших специалистов в свой профессиорско-преподавательский состав. Однако есть риск, что платный вуз или колледж окажется весьма слабым, дающим диплом, но не знания. Чтобы быть уверенным в качестве образования, которое дается тем или иным учебным заведениям необходимо проверить его учредительные документы, лицензии и свидетельство о государственной регистрации, ознакомится с учебными планами по интересующему вас направлению подготовки. Обязательно посетить день открытых дверей.

Существует мнение, согласно которому студент, обучающийся на бюджетной основе, более собран, дорожит своим место и поэтому стремиться учиться. В то время как студент оплачивающий свое обучение, решает, что своевременные денежные взносы всегда могут компенсировать прогулы и отсутствие знаний. Однако такое различие между студентами не совсем оправданно. Во-первых, потому что и «платника» могут отчислить за неуспеваемость. Во-вторых, у студентов, обучающихся на договорной основе есть даже дополнительный стимул к обучению – это их деньги, которые жалко выбрасывать впустую. А именно так и происходит, если студент по окончании вуза, не обладает теми знаниями за которыми он по сути и пришел.

Получая платные образовательные услуги, необходимо помнить, что и в этом случае остается то, за что вы платить не должны. Это касается прохождения государственной итоговой аттестации, пользования библиотечно-информационными ресурсами и др. А обучающимся с ограниченными возможностями здоровья должны бесплатно предоставляться специальные учебники и иные учебные материалы, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков.

И последнее, качество получаемого образования в конечном итоге не зависит от количества уплаченных за него денег. В процессе обучения главным и определяющими факторами остается желание студента учиться и способность преподавателя учить.

По материалам:

http://минобрнауки.рф/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/2974

http://www.clmark.ru/publ/studentu_v_pomoshh/platnoe_obuchenie_v_vuze_pljusy_i_minusy/5-1-0-4

3.151560980464