Хороший учитель для каждого: по следам идеального педагога



Хороший учитель для каждого: по следам идеального педагога Выпуская своего ребенка в большой мир, мы надеемся, что этот мир будет к нему добр. В то же время нам хочется, чтобы те, кому поручаем свое чадо, учили его наилучшим образом полезным вещам, стимулировали его развитие, обладали достаточной требовательностью, чтобы ученик превосходил самого себя каждый день. По здравому размышлению, это взаимоисключающие требования.


На одном полюсе наших представлений о хорошем педагоге находится учитель или воспитатель, принимающий детей такими, какие они есть, и ценящий их душевный комфорт выше, чем возможные достижения. На другом - носитель знания, строгий, но справедливый, прилагающий усилия, чтобы ученик достиг максимально высокого уровня в преподаваемой им дисциплине, не позволяющий ни замедлить темп форсирования новых знаний и умений, ни работать вполсилы.
 
Как правило, школьный учитель, обладающий индивидуальными показателями эмпатии и требовательности, находится где-то ближе к середине этой шкалы и подвергается критике со стороны тех, чьи ожидания неизбежно не оправдывает. Кроме требований, предъявляемых родителями учащихся, существуют и ученические ожидания, которые присущи их возрасту. Младшие школьники ценят доброту учителя и его готовность уделять персональное внимание каждому ученику. В среднем школьном возрасте на первый план выходят неочевидные достоинства педагога, от чувства юмора (что само по себе хорошо) до готовности отвлечься на посторонние разговоры в ущерб занятию (что значительно хуже).

Еще одним специфическим требованием младших подростков к учителю является противоречивое желание, чтобы педагог позволял на своих уроках шуметь, отвлекаться и не наказывал за большие и маленькие акты неповиновения, с одной стороны, и в то же время чтобы педагог не давал повода к неуважительному отношению. Разумеется, этот «праздник непослушания» на улице учащихся 5-8 классов случается нечасто, что их в массе весьма огорчает. К старшим классам к учащимся приходит понимание важности компетентности педагога в его образовательной области, умения подать материал так, чтобы его можно было освоить и использовать. Старшие подростки и юноши принимают требовательность педагога, если она сочетается с высоким профессионализмом, но проявляют меньшую готовность с пониманием отнестись к чудачествам и слабостям учителя, если компетентность его как предметника недостаточна.

Внутри педколлектива тоже существуют свои гласные и негласные требования к учителю. Помимо компетентности и умения поддерживать дисциплину, коллегами высоко ценятся коммуникативные качества педагогических работников, их ответственность и готовность к альтруистическому поведению. Независимость педагога, его нежелание следовать традициям и правилам, склонность к оригинальной подаче материала встречают понимание коллег только в случае его компетенции в преподаваемом предмете, значительно превышающей средние показатели. В случае, если неординарность личности учителя не подкрепляется выдающимися профессиональными компетенциями, педагогический коллектив отторгнет его с высокой вероятностью.

Поскольку школа является максимально приближенной моделью общества, тот факт, что далеко не все педагоги отвечают чаяниям учеников и родителей, является скорее отрадным. В жизни молодым людям придется столкнуться с представителями власти и руководителями, которые будут действовать в разнообразной манере, и опыт взаимодействия в системе учитель-ученик с обладателями различных человеческих качеств и стилей руководства, полученный в относительно безопасной школьной среде, может быть очень ценен в перспективе. Учащиеся получают возможность понять, с руководителями какого типа они работать способны, в каких ролевых отношениях им комфортно, а в каких их сильные стороны проявиться не могут.

Родители в большей степени ощущают себя заказчиками образовательных услуг и поэтому мириться с несоответствием педагога их ожиданиям не готовы.
Проблемой является установление особенностей педагога до того, как он начнет взаимодействие с детьми. Особенно актуально это для случаев, когда у родителей есть выбор, кому доверить своего ребенка. Обмениваясь опытом, родители делятся своими наблюдениями и выводами. Одним ближе пожилые педагоги «старой закалки», другие больше рассчитывают на молодых и энергичных недавних выпускников. Не имея откровенных отзывов от родителей, сотрудничавших с педколлективом ранее, семьи будущих школьников вынуждены основываться на формальных признаках и бывают разочарованы, обнаруживая в возрастном учителе вместо «старой гвардии» психологически выгоревшего и утратившего интерес к профессии педагога, а вместо юного неофита с горящими глазами получить в лице молодого учителя незрелого и неопытного человека, компенсирующего отсутствие умения общаться с детьми завышенными и необоснованными требованиями к ним.

Отзывы о школе и конкретных педагогах в интернете, как правило, не могут стать предметом для размышления, поскольку частью продиктованы эмоциями, возникшими в результате частного случая, либо несут на себе печать собственного страха родителей перед школой и педколлективом, приобретенного в их собственном детстве. Как правило, он заставляет взрослых и адекватных людей либо опасаться любого недовольства учителя их или ребенка поведением, либо многословно и прочувствованно благодарить за то, что учитель выполняет свои обязанности и их чадо не обижает. Такие в целом бесполезные эмоциональные отзывы в сети легко опознать по следующим признакам: отрицательные черты учителя иллюстрируются одним конкретным случаем, как правило, без доказательств (пример — педагог Н. грубая и некомпетентная, поскольку отобрала телефон, зазвонивший среди урока); положительные отзывы, напротив, лишены всякой конкретики и преувеличено эмоционально окрашены (пример — педагог Н. самая лучшая, замечательная, учимся у нее третий год и несказанно счастливы). Если изучать отзывы о педагогах школы в сети, есть смысл руководствоваться теми из них, что анализируют сильные и слабые стороны учителя с аргументацией.

Какие черты педагога должны настораживать родителя при первом же беглом знакомстве? Если учитель, который должен руководить обучением и развитием вашего ребенка, демонстрирует некомпетентность в предмете, низкий уровень общей культуры и не способен управлять собственным гневом, то это может быть явной причиной для отвода его кандидатуры.

Некоторые другие качества могут быть приемлемы для работы с одной группой детей, а для другой наоборот, взаимодействию и взаимопониманию не способствуют. Так, например, педагог-экстраверт может высоко оценивать способность учащегося презентовать свою работу наилучшим образом, выступать с ней публично, поощряет тех, кто не столько компетентен, сколько убедителен, поскольку искренне полагает, что навыки самопрезентации в дальнейшем будут более востребованы, нежели любые знания. У такого учителя, который по-своему прав, процветают и хорошо успевают ученики, склонные к демонстративности, те же школьники, чьими сильными сторонами являются аналитические и исследовательские способности, как правило, недооцениваются им. Иногда на почве разницы коммуникативных особенностей и свойств нервной системы учителя и ученика возникает глубокое непонимание, переходящее в конфликты.

Получив информацию о том, что ребенок вступил в конфликт с педагогом (или классом с подачи педагога), родители должны понимать, что всякое противостояние включает в себя возможность неправоты любой из сторон (иногда обеих), а может быть столкновением двух правд, двух характеров, имеющих равное право на существование. В любом случае, целью родителей должно стать благополучие ребенка и качество его образования, для чего может потребоваться стать посредником, мостом, иногда практически переводчиком и переговорщиком между сторонами. Именно в этом процессе вы, как родитель, хорошо знающий свое чадо, можете самостоятельно оценить – будет ли в силах вашего ребенка выстраивать дальнейший диалог с этим учителем, будет ли ему полезно общество и руководство именно этого человека.

Вопреки убежденности людей, далеких от педагогики, учителя бывают не только хорошие и плохие.

Педагогов разделяют на типы, например, на основании профессиональной позиции (Тален М.). В этой классификации можно встретить такие типы педагогов, как «Сократ» (он любит ставить перед школьниками острые вопросы, заставляет их отстаивать собственное мнение, провоцирует споры), «руководитель групповой дискуссии» (такой больше ценит согласие и коллегиальность, учит детей сотрудничать и решать задачи сообща), «мастер» (он является скорее ориентиром, примером высокого профессионального и личностного развития, но сам во взаимодействие со школьниками углубляется меньше), «генерал» (поборник дисциплины и склонный к контролю и авторитарности), «менеджер» (он верит в индивидуальных подход и последовательно его проводит), «тренер» (заинтересованный главным образом в высоких общих показателях группы, класса, но не готовый работать над задачами развития отдельного ученика), «гид» (эрудит и универсальный источник информации по предмету и вне его, но без развитой креативности и коммуникативных талантов).

Представитель любого педагогического типа может быть очень успешным и востребованным, но менее готовым на контакт и взаимодействие с вашим неповторимым ребенком. Например, если вы знаете, что ваши сын или дочь любопытны, непоседливы и подвижны, а быстро пришедшее им на ум решение задачи склонны немедленно выкрикнуть с места, не нужно рассчитывать, что поборник дисциплины типа «генерал» сделает из них примерных учеников, выправит их кипучую натуру на правильный лад.

Скорее их задатки оценит тот, кто ценит индивидуальность и готов мириться с особенностями, если от них не страдает результат развития – «сократ» или «менеджер». Если ваш ребенок малообщителен и настроен на дело учебы в ущерб лидерским качествам, то ему не показано сотрудничество с педагогом-коллективистом, который предпочитает решать все образовательные и воспитательные задачи средствами манипулирования группой, а вот учитель – ходячая энциклопедия типа «гид» станет для него источником необходимой информации и предоставит ему правильное сочетание независимости частной жизни и контроля интеллектуального развития.

Таким образом, можно заключить, что манера некоторых родителей выбирать для своего чада руководство по принципу «от обратного» оправдывается крайне редко. Во всяком случае, принимая решение вручить своего ребенка педагогу, который должен будет его «исправить», повернуть его внутренние порывы вспять, вы спровоцируете ситуацию неприятия педагогом особенностей вашего ребенка, возможно, смягченную профессиональными навыками, но тем не менее глубинную и не поддающуюся полной коррекции.

В зависимости от направленности в профессиональной деятельности и меры развития профессионально-важных качеств выделяют такие типы педагогов:

  • «Организатор» - сильной стороной такого учителя являются его лидерские качества. Он пунктуален и способен потребовать такой же собранности и обязательности от других. С ним в учебно-воспитательный процесс придется включиться и родителям, поскольку педагог будет требовать их внимания к поведению и прилежанию ребенка. С ним внеклассные мероприятия могут стать не менее важной частью жизни ребенка, нежели собственно учеба. Иногда это позволяет сделать жизнь школьников более полной, в других случаях организационные моменты и подготовки различных мероприятий могут стать серьезной помехой собственно образованию.
  • «Предметник» - наиболее компетентный тип. Обладает обширными знаниями и охотно ими делится, способен гибко подойти к особенностям конкретного школьника, если не потеряет надежды развить его интеллектуально, приобщить его к миру знаний. Проблемой может стать то, что немотивированного на учебу, нерадивого ученика «предметник» после нескольких попыток заинтересовать школьника может оставить в покое, отступиться от него раз и навсегда, игнорировать его неуспехи, предпочитая заниматься теми, кто хочет учиться.
  • «Коммуникатор» - это тот самый добрый учитель, который так нравится школьникам. Младшие школьники, нуждающиеся в заботе и внимании, проходящие стадию адаптации к школе, хорошо реагируют на этот тип учителя. Ученики средней и старшей школы уже воспринимают подобную доброту и заботу как слабость или как склонность к гиперопеке, и, хотя многим из них все еще нужен значимый другой, помимо родителя, способный принять и поддержать, «коммуникатор» не всегда может стимулировать учеников к достижениям.
  • «Интеллигент» - представитель высокой общей культуры, как правило, высокопрофессиональный, эрудированный, интеллектуальный. Такой педагог может стать примером для школьников, стимулировать их к саморазвитию, но этот тип в чистом виде не распространен широко.

Надо полагать, что ознакомившись с классификациями, вы уже сделали предварительный вывод, с педагогом какого типа вы бы хотели сотрудничать в деле воспитания и развития собственного ребенка. И в этот момент любого родителя подстерегает опасность сориентироваться на качества педагога, рассмотренные через призму собственной личности. Например, Мария Ивановна может быть положительно воспринята мамой, которая увидела в педагоге собственное отражение — такую же тревожную, гиперопекающую и всепрощающую. Татьяна Степановна может быть высоко оценена отцом, который подозревает, что не дает сыну жестких рамок допустимого поведения в силу собственной непоследовательности, поскольку она, по его мнению, станет для чада теми самыми «ежовыми рукавицами», которых так недостает в семейном кругу.

Несмотря на безусловную важность сотрудничества педагога и родителя, фактор личной симпатии и естественное желание строить деловое общение с человеком, который понятен лично вам, помните — учитель нужен не вам, а ребенку. Ребенок — не вы (даже если очень похож). Постарайтесь абстрагироваться от собственных потребностей — например, переиграть свой негативный детский опыт общения с излишне строгим учителем с помощью поиска для собственного сына или дочери учителя самого «доброго и хорошего». Задумайтесь над тем, что и кто нужен самому ребенку, с его особенностями, потребностями, взглядами на мир.

Не потеряйте в гонке за лучшим из лучших педагогов — а хороших учителей больше, чем кажется — такую ценность, как готовность принимать на себя ответственность за развитие собственных детей, вырастить ответственность за результаты своего труда в самих сыне или дочери.

Тем, кто идет по жизни осознанно, умеет быть самостоятельным и самодостаточным, попадается в разы больше хороших учителей, чем тем, кого надо заставлять, развивать, контролировать — и эта закономерность выходит далеко за рамки школьной и студенческой поры.


С.О. Кропивянская

3.151513532003