«Неудобный» ребенок или личностные проблемы родителей?



«Неудобный» ребенок или личностные проблемы родителей?

«Неудобные», конфликтные дети — нередкая проблема. Родители не знают, что с ними делать — подростки ведут себя совсем не так, как хотелось бы взрослым. Нередко родители не понимают, что они сами являются причиной возникающих проблем с детьми — свои личностные проблемы они пытаются решить за счет ребенка, что ведет к неправильному воспитанию.


Чаще всего это происходит тогда, когда супружеские отношения между родителями по каким-либо причинам нарушены: либо нет супруга (супруги) вследствие развода (смерти); либо отношения с ним (ней) не удовлетворяют родителя, играющего основную роль в воспитании. Нередко отец или мать хотят найти в ребенке возможность удовлетворения нереализуемых в семье потребностей.

Существует несколько типов таких родителей.

«Родители-призраки». Чаще всего такие родители рожают детей не из желания, а потому, что «так принято». Они заняты своими делами (карьера, работа, хобби или просто ничегонеделание), а ребенок для них — приложение к их статусу в обществе. Общение с ребенком происходит на уровне «сыт — обут — одет». У них нет живой и доверительной эмоциональной связи с ребенком, который чувствует себя одиноким и незащищенным. Это гипопротекция — ребенок или подросток оказывается на периферии внимания родителя, родителю «не до него». За него берутся лишь время от времени, когда случается что-то серьезное.

Такой тип поведения родителей приводит к тому, что ребенок вырастает неуверенным в себе человеком, не умеет строить близких отношений, потому что в его опыте этого не было, испытывает трудности в установлении контактов и боится перемен. Таким образом, родительское воспитание предопределяет трудности в личной и профессиональной деятельности — трудности в создании близких, дружественных и доверительных рабочих отношений.

2. «Родители-опекуны». Этот тип родителей играет роль «очень заботливого и любящего родителя». Родители усердно следят за каждым шагом и предотвращают любые неудачи у ребенка. Это гиперпротекция, когда родители уделяют ребенку крайне много времени, сил и внимания, и воспитание его стало центральным делом их жизни. Незамедлительное удовлетворение всех его потребностей, огораживание от любых трудностей приводит к тому, что ребенок привыкает считать, что ему все обязаны, каждый в этом мире для него должен делать что-то. Вырастая, подросток остается незрелой личностью, зацикленным на себе и удовлетворении собственных потребностей чужими руками. В рабочем коллективе возникают трудности, данные специалисты в силу их личностных особенностей воспринимаются как плохие работники.

3. «Родители-контролеры». Этот тип схож с «опекуном» с той разницей, что «контролер» не бывает доволен своим ребенком. Такой родитель считает, что его ребенок ничего не может сделать самостоятельно, постоянно поправляет каждое его действие, ругает за промахи, ошибки, критикует. Подростки в таких семьях часто несамостоятельны, у них высокая степень тревожности и агрессивности, они чувствуют себя «пустым местом» рядом с их родителями.

Во всех описанных случаях отсутствует адекватная связь родителей с их ребенком. Таким образом, нарушается подготовка ребенка к самостоятельной жизни, развитие его индивидуальности. Ребенок, не получивший реального душевного тепла, не имеющий опыта самостоятельности, вырастая, чувствует себя неуверенным в своих силах, внутри него пустота, которую он в подростковом возрасте начинает заполнять алкоголем, наркотиками, сексом. С такими родителями у взрослых детей либо формальные отношения, либо конфликтные, либо такие дети стараются вообще прервать отношения с родителями, чтобы поменьше чувствовать себя ущемленными.

Поэтому для нормального развития ребенка во всех возрастных периодах родителям необходимо осознавать, какую позицию по отношению к нему они в данный момент занимают.

Существует несколько родительских позиций по отношению к ребенку.

1. Заинтересованность и помощь родителей. Подросток получает родительскую поддержку, что порождает доверительные отношения между детьми и родителями и влечет за собой его высокую самооценку. Недостаточная родительская поддержка, наоборот, может привести к низкой самооценке ребенка, плохой учебе, импульсивным поступкам, слабой социальной адаптации.

2. Способность родителей слушать, понимать и сопереживать. Неспособность родителей к пониманию мыслей и чувств ребенка может привести к развитию равнодушия и у ребенка. Уважение к подростку, общение родителей с ним способствуют установлению гармоничных отношений в семье.

3. Положительные эмоции в семейных отношениях. Положительные эмоции связаны с эмоциональной близостью, привязанностью, любовью, восприимчивостью родителей. Члены семьи при этом проявляют взаимную заинтересованность и отзывчивость. Если же в семье преобладают эмоциональная холодность, враждебность, отторжение, это может привести либо к преобладанию у ребенка во взрослом возрасте чрезмерной потребности в любви, либо к формированию у него замкнутости, холодности, неспособности выразить свою любовь к близким людям, в том числе и к детям.

4. Доверие к ребенку. Доверие к ребенку формирует у него доверие и позитивное отношение к миру и окружающим людям. Во взрослом состоянии такие люди неконфликтны, их отличает доброжелательность и оптимизм. Недоверие к детям, как правило, свидетельствует о том, что родители проецируют на них свои собственные страхи, тревоги или чувство вины. Неуверенные в себе родители (или пережившие определенные трудности в прошлом) больше других склонны бояться за своих детей. Дети у таких родителей вырастают недоверчивыми и тревожными.

4. Руководство ребенком со стороны родителей. Родители, не проявляющие гибкости в руководстве подростков, отказываются пересматривать свои взгляды и менять точку зрения; они нетерпимы, излишне требовательны, всегда настроены критически и возлагают на детей неоправданные надежды, не соответствующие их возрасту. Это пагубно влияет на самооценку подростка, подавляет развитие его личности, что, в конце концов, приводит к стрессовым ситуациям в отношениях между родителями и детьми.

5. Количество и качество требований к ребенку в семье. Существует два подхода. Воспитание по типу «повышенная моральная ответственность». Требования к ребенку в этом случае очень велики, не соответствуют его возможностям. К подростковому возрасту такой ребенок может «надорваться», следствием чего может стать отказ делать что-либо. Воспитание по типу «пусть развлекается, он еще ребенок». Наблюдается недостаточность требований и обязанностей — ребенок имеет минимальное количество обязанностей в семье. К подростковому возрасту выясняется, что такого ребенка трудно привлечь к какому-либо делу.

6. Степень запретов. Запреты и указания на то, что ребенку нельзя делать, определяют степень его самостоятельности, возможность самому выбирать способ поведения. И здесь возможны две степени отклонения: чрезмерность и недостаточность требований-запретов. Чрезмерность требований — ребенку «все нельзя». Типичные высказывания родителей отражают их страх перед любыми проявлениями самостоятельности ребенка. Этот страх проявляется в резком преувеличении последствий, к которым может привести хотя бы незначительное нарушение запретов, а также в стремлении подавить самостоятельность мысли ребенка. Недостаточность требований-запретов — ребенку «все можно». Даже если и существуют какие-либо запреты, ребенок или подросток легко их нарушает, зная, что с него никто не спросит.

Часто описанные выше типы родительского поведения сочетаются в разных пропорциях. Возможно достаточно большое количество сочетаний перечисленных выше типов семейного воспитания и поведения родителей. Во многих случаях можно говорить о наличии неустойчивого типа воспитания. Под таким воспитанием понимают резкую смену стиля приемов, представляющих собой переход от очень строгого воспитания к либеральному, и наоборот, переход от значительного внимания к ребенку к эмоциональному отвержению его родителями. Родители, как правило, признают факт незначительных колебаний в воспитании ребенка, однако недооценивают размах и частоту этих колебаний.

Таким образом, проблемы с «неудобным» ребенком, которые отчетливо становятся видны в подростковом возрасте — это очень часто проблемы их родителей, закладывающих основания для появления этих проблем своим поведением по отношению к ребенку с самого раннего возраста.

Солнцева В.А.

3.151563647345