Паутина для героя: пришел, увидел, заигрался



Паутина для героя: пришел, увидел, заигрался Если попросить представителей старшего поколения охарактеризовать современных детей, можно услышать такие определения, как «невоспитанные», «избалованные», «нетерпеливые и шумные» – но, как мы знаем, так описывает предыдущее поколение своих потомков испокон веков. Раздраженные замечания о жадности, бестактности и отсутствии уважения к старшим украшают собой как глиняные таблички древнего мира и рукописи философов эпохи Просвещения, так и современные интернет-форумы.


Есть и приметы времени, присущие только нынешним детям. Вы сами их легко сформулируете, просто наблюдая за своими и чужими чадами в местах их естественной концентрации. Чем заняты дети, сидящие в очереди в поликлинике, проводящие свободное время большой перемены, путешествующие с родителями и гуляющие во дворе с приятелями-сверстниками? Они играют, как все дети во все времена. Отличие состоит в том, что играют они по большей части в компьютерные игры. Благо развитие современной техники сделало соответствующие гаджеты достаточно компактными, чтобы носить их с собой. Те, кто игрой в телефоне и планшете не занят, коротают время за наблюдением чужой партии в очередную компьютерную бродилку или стрелялку.

А как же догонялки, футбол, прятки? Как же дворовые игры нашего детства, те, что заставляли оставаться на улице до тех пор, пока сумерки позволяли разглядеть мяч? Все еще существуют – дети есть дети и им надо много двигаться – но очевидно сдают позиции играм одиночным, телефонно-планшетно-компьютерным. Особенно заметна эта тенденция в больших городах, которые с возрастанием темпа и трафика жизни превратились в достаточно неуютное для выращивания детей место. Исчезают дворы и парки, уступая парковкам и торговым площадям, исчезает и уверенность родителя в том, что ребенок, предоставленный сам себе на время прогулки, находится в безопасности и сможет позаботиться о себе сам.

Дети и подростки в крупных городах имеют значительно меньше возможностей проводить время в кругу сверстников. Помимо совместной учебы и возможных дополнительных занятий им приходится довольствоваться общением в соцсетях и развлечениями, не требующими компании. Таким образом, почва для увлечения компьютерными играми подготавливается самой ситуацией развития ребенка. Кто-то может регулировать количество времени, проведенного за игрой, самостоятельно, кому-то устанавливают рамки дозволенного родители. Наибольшее же беспокойство вызывают те дети и подростки, чье увлечение компьютерными играми переходит в стадию зависимости.

Реакция общества на погружение молодого поколения в компьютерные игры и сетевой серфинг в ущерб живому общению и самореализации в традиционных областях деятельности почти единодушно отрицательна. Молодых людей, посвящающих все свободное время виртуальным сражениям и перестрелкам, принято порицать, высмеивать, выталкивать их из социума и в некоторых случаях даже лечить медикаментозно.

В то же время роль родительской семьи в том, что их ребенок станет зависимым от определенного рода времяпрепровождения за компьютером трудно не оценить.
Именно родители подсовывают своим младенцам забаву в виде телефона или смартфона, не забывая при этом притворно жаловаться на то, что маленький пролаза предпочитает это средство связи всем подобающим возрасту игрушкам.

Именно родители – усталые, раздраженные или занятые другими делами – на просьбу дошкольника уделить ему время, поиграть, почитать, вручают ребенку планшет или пульт от телевизора, покупая себе часы благословенной тишины и спокойствия ценой благополучия психики собственного чада.

Именно мамы и папы включают своего ребенка-школьника в собственную потребительскую гонку: «у Петровых сын уже третий телефон меняет, а наш все еще с прошлогодней «позорной трубой»? Не бывать этому. Отдадим своему младшенькому папин смартфон, а папе купим новый, все как у людей чтобы». Остановиться и помыслить о том, что ребенок на самом деле не нуждается в очередном гаджете, даже если он, повинуясь капризу, его желает, родителям в голову приходит не часто.

Разумеется, любя своего ребенка, мы, родители, готовы дать ему самое лучшее, стараемся в меру сил, чтобы ребеноку не приходилось завидовать сверстникам, обладающими разнообразными игрушками и новинками техники. Но потребление – это гонка, которую выиграть невозможно. На смену новой модели чего бы то ни было придет другая, еще более новая, и, если вы не научитесь сами критичнее относиться к давлению рынка и не научите этому своего ребенка, то со временем сможете помимо имеющихся, обрести еще пару чувствительных проблем – субъективное ощущение страдания, связанное с невозможностью приобрести все желаемое, и опыт нервной и нелегкой жизни под гнетом кредитов.

Приобретая ребенку компьютер, планшет, игровую приставку, вы не просто одариваете его дорогой и престижной вещью, которая призвана повысить его удовлетворенность жизнью. Вместе с этими устройствами вы сами вручаете своему ребенку замечательный вариант бегства от действительности, сравнимый по разрушительному потенциалу с собственным баром, попавшим в руки человека, неспособного контролировать свои порывы.
 
«Но компьютер нужен и для учебы», - могут возразить родители, уже столкнувшиеся с требованиями школы, однозначно указывающей, что часть домашних заданий рассчитаны именно на самостоятельный поиск информации в сети или оформления результатов в виде компьютерной презентации. Разумеется, для учебы в современной школе компьютер нужен. Но его конфигурация, выбор комплектующих элементов и ряд определяющих свойств системы будут различаться принципиальным образом. Перед тем, как совершать покупку, ответственному родителю следует изучить рынок возможных предложений и не полагаться на свидетельство собственного чада о том, что «без вот этого навороченного джойстика учеба невозможна».

Персональные компьютеры на настоящий момент перестали быть редкостью, устройства, позволяющие играть, есть почти у всех проживающих в благополучных условиях маленьких горожан. Почему же некоторые из них играют в меру, а другие превращают детские игры в пагубную страсть?

Существуют определенные предпосылки формирования зависимости от компьютерных игр и интернета. В первую очередь, это позиция родителей по отношению к ребенку: «Делай, что хочешь, только не беспокой меня». Дефицит родительского внимания и ласки, привычка получать доступ к играм в тот момент, когда просишь тепла и участия, формирует устойчивую потребность хвататься за планшет, когда испытываешь душевный дискомфорт, потребность в общении и любви.

Определенную обеспокоенность вызывают попытки найти себя в компьютерном зазеркалье детей и подростков с низкой самооценкой, слабой нервной системой, слабыми коммуникативными навыками, особенностями здоровья и развития, ограничивающими их возможности в учебе, спорте и общении. Несчастливые, не чувствующие себя нужными, привлекательными, приспособленными к реальной жизни дети погружаются в сетевое общение легче, чем те, у кого все в порядке и в семье, и в кругу друзей.
Известным фактором риска является раннее приобщение ребенка к миру компьютерных игр и интернета. Пристраститься к играм и просиживанию целых дней за путешествием по перекрестным ссылкам сети может человек любого возраста. Но если ваше чадо освоит манипулирование сенсорным экраном до того, как научится строить дома из кубиков, писать прописные буквы и мастерить модели из конструктора, есть вероятность, что до конструктора так никогда и не дойдет. Зрелищность компьютерных приложений, обращенных к детям, становится все более впечатляющей, а кубики остаются кубиками. Для того, чтобы конструкция из них казалась ребенку сказочным замком, нужно подключать воображение, которое от детства в обнимку с планшетом особо не развивается. Не возникает и привычки к последовательному приложению усилий, к труду – откуда она возьмется, если в компьютерных играх и развлечениях все делается по щелчку мыши или мановению пальчика?

Развитие интеллектуальных способностей ребенка с младенческого и раннего возраста неразрывно связано с развитием мелкой ручной моторики. В дошкольном и младшем школьном возрасте это все еще актуально, поэтому если первоклассник к моменту поступления в школу уже имеет сложившуюся привычку заменять игры со сверстниками и ручной труд компьютерными развлечениями, то в учебе он столкнется с рядом характерных трудностей, от проблем с удерживанием произвольного внимания до неуспешности в рисовании и письме, и т.д.

Игра как таковая призвана готовить ребенка к жизни, тренировать его физические функции и формировать социальные роли, которые пригодятся в будущем. Компьютерная игра не вполне отвечает этим требованиям, поскольку игрок находится в позиции демиурга или наблюдателя, кроме того, может в любой момент начать заново эпизод, который закончился плачевно. Некоторые школьники горько сожалеют вслух о том, что в жизни нельзя «сохраниться» перед значительным испытанием, чтобы иметь возможность безболезненно переиграть возможную неудачу, более того, отсутствие такой возможности осознается юными геймерами как неестественное и несправедливое.

Попытка понять, что приводит детей к компьютерно-игровой зависимости, заставляет пристальнее рассмотреть этот вид деятельности и его функции. Непредвзятый взгляд способен найти и в нем ряд положительных моментов. Помимо приглушения потребности в любви и общении, компьютерные игры дают детям и подростками следующее:

  • некоторые компьютерные игры расширяют кругозор школьников, поскольку основаны на исторических событиях и включают в себя реальную справочную информацию; ряд игр развивают скорость реакции и служат своеобразным тренажером некоторых трудовых функций;
  • большинство игр стихийно избирается пользователями сообразно их собственным страхам и тревогам, игровой процесс периодически обостряет ощущение страха, выбросы адреналина, но по прошествии времени и нарастании игрового опыта страх притупляется (подобную функцию выполняют также фильмы жанров триллер и хоррор);
  • в некоторых случаях успех в компьютерной игре может быть использован как ситуация успеха, основа для работы с самооценкой.

Кроме того, установлено, что подростки, соблюдающие разумную меру в компьютерных играх, успешнее в учебе и тех, кто увяз в «Мече и Магии» полностью, и тех, кто к компьютерным и видеоиграм не прикасается.

Негативные стороны игромании всем известны. На ее счету разрушенные семьи, реактивные психозы, вызванные синдромом отмены, потеря связи с реальностью и явления социального паразитирования, нарушения здоровья, приводящие, в ряде случаев, к необратимым последствиям.

Отдельно нужно заметить, что распространенное обвинение видеоигр в том, что их жестокость порождает жестокость и агрессию у игроков, то возобновляется, то опровергается. Исследователи еще не пришли к общему выводу о том, действительно ли школьники, предпочитающие сюжеты со стрельбой и избиением виртуальных противников, агрессивнее своих сверстников, и если это так, то является ли агрессия следствием игры, а не причиной выбора именно этого жанра.
Родителю, обеспокоенному степенью увлеченности своего ребенка компьютерной игрой, могут быть полезны следующие рекомендации:

  • Регулируйте время, которое ребенок проводит за компьютером. Договоритесь о разумных рамках и не ленитесь их контролировать. И да, он может играть ночью, пока вы спите. Дети так делают.
  • Критикуя, предлагайте. Не допускайте того, чтобы вместо отмененной игры чадо сидело и скучало. Предложите совместную прогулку, попросите помощи, сделайте что-то вместе.
  • Поощряйте ребенка дружить со сверстниками, разрешайте ему принимать гостей. А вот развлекать гостей компьютерными играми пусть в вашем доме будет не принято.
  • Создавайте вашему сыну или дочери ситуации успеха, открывайте ему сферы деятельности, в которых они могли бы стать настоящими победителями.
  • Докажите, что реальный мир интересен и полон приключений. Даже если придется оказаться от покупки большого телевизора в пользу туристической поездки с ребенком куда-то, где он никогда не был.
  • Как и всякая отмена, резкий отказ от привычной деятельности может сделать вашего ребенка агрессивным и непредсказуемым. Морально приготовьтесь к тому, что будет непросто, и не поддавайтесь на попытки сына или дочери спровоцировать вас на ответную агрессию.
  • Будьте готовы аргументировать, почему не рекомендуете именно эту игру и почему не позволяете играть долго. Возможно, для этого в хитросплетения любимых игр вашего чада придется вникнуть. Хотя бы для того, чтобы знать, чем именно она его подкупила.
  • Не торопитесь дарить сыну полный набор новейшей техники для игр и развлечений. Гораздо легче требовать закончить игру, если планшет ваш и можно сослаться на то, что теперь он нужен вам.
  • Покажите ребенку, что самое интересное в компьютерных технологиях – это их «изнанка». Многие талантливые создатели компьютерных программ вовремя перешли с позиции игрока в позицию разработчика. Предложите чаду дополнительные занятия, которые сделают компьютер его рабочим инструментом, а не игрушкой.
  • Не пытайтесь отлучить ребенка от всего, что связано с современной культурой. Этим вы можете негативно повлиять на его положение в группе сверстников и снизите качество его общения.
  • Начните с себя. Возможно, вы не играете часы напролет. Но если в ваших привычках включать компьютер сразу после пробуждения и выключать непосредственно перед засыпанием, при том, что это не связано напрямую с вашими профессиональными обязанностями, вы можете считать, что тоже имеете отношение к проблеме зависимости. Прежде, чем руководить ребенком, научитесь руководить собой.

3.151513532064