Семь раз отмерь, только быстро: о подходах к обучению и развитию детей с различными свойствами темперамента



Семь раз отмерь, только быстро: о подходах к обучению и развитию детей с различными свойствами темперамента Как правило, родители отмечают устойчивые свойства личности ребенка задолго до того, как те найдут свое воплощение в игре или учении. Более того, находят способы эти особенности учитывать и выгодно обыгрывать. Малыш энергичный и шустрый? Выведем его на долгую прогулку, чтобы «сбросил пар», вместо визита в серьезный ресторан с хрусталем и столовым серебром накормим его в демократичном месте, где что-то разбить или разлить не страшно. Дочь задумчивая копуша? Купим ей туфли с липучками, чтобы ускорить процесс переобувания, вместо игровых видов спорта и танцев предложим ей занятия художественными ремеслами, чтобы она могла существовать в своем режиме.


Впрочем, когда речь заходит о школьном обучении, даже самые чуткие и понимающие родители становятся в позицию требовательного заказчика и демонстрируют гораздо меньше готовности подстраивать учебную деятельность ребенка под его особенности, напротив – ожидают, что медленный ребенок сделает над собой усилие и «ускорится», а отвлекающийся и живой «соберется» и будет соответствовать представлению взрослых о прилежном ученике. Еще бы - на кону качество образования, как тут не сделать над собой усилие, не постараться?

Препятствием является то, что многие качества, наблюдаемые в поведении детей (да и взрослых), основываются на свойствах нервной системы, а посему – старайся или не старайся – не слишком подвержены коррекции.

Значит ли это, что из шустрого и неусидчивого ребенка толку не будет? Рассмотрим проблему детальнее.

Важнейшей из характеристик личности является темперамент.

Определение типа темперамента нередко считают отчасти похожей на правду, а отчасти не имеющей отношения к действительности затеей, вроде характеристики по знаку зодиака. Однако современное учение о темпераменте далеко ушло от гипотезы Гиппократа о том, что разница между характерами людей зиждется на преобладании в их организмах тех или иных телесных жидкостей.

«Черной желчи» в предполагаемых меланхоликах наука так и не обнаружила, но выяснилось, что темперамент, будучи устойчивым комплексом индивидуальных свойств личности, физиологически основывается, как доказал И.П. Павлов, на типе высшей нервной деятельности (ВНД). В свою очередь, тип ВНД определяется соотношением основных свойств нервной системы: силы, уравновешенности и подвижности процессов возбуждения и торможения. Особенности нервной системы наследуются генетически – и это причина умерить требования к ребенку, если вы всё еще хотите, чтобы он, как в сказке, ударился оземь и стал своей полной противоположностью.

Люди редко являют собой «чистый», ярко выраженный тип какого-либо темперамента, однако в большинстве случаев можно говорить о преобладании свойств одного типа настолько, что отпечаток этого преобладания можно заметить в повседневной жизни, деятельности, игре, общении, преимущественных формах реагирования человека.

Далее вам потребуется задействовать два качества: наблюдательность, чтобы определить тип темперамента вашего ребенка, и здравый смысл, чтобы осознать, что его устойчивые характеристики пора перестать считать недостатками – это особенности, которые можно и нужно использовать, для того, чтобы организовать обучение и развитие своего чада наиболее экологично в психологическом плане.

Если ваш ребенок быстро соображает, схватывает на лету, если круг его общения так широк, что новые приятели постоянно появляются, а по старым он не скучает, если положительными чертами подростка можно назвать живость, чувство юмора, сниженную агрессивность, оптимистический взгляд на жизнь, а среди отрицательных вы бы отметили беззаботность, порывистость, готовность пойти на поводу у компании и легкость, с которой он бросает дело, показавшееся ему скучным, то, вероятнее всего, вы вырастили сангвиника.

Трудности в учебе сангвиника произрастают из его лучших черт – ему все дается легко, он может понять материал с первого же изложения и прилично воспроизвести с первого прочтения (если ему было интересно или того требовала ситуация). В то же время, легко доставшееся знание так же легко и покидает сангвиника, особенно если он привык, что проблемы с мотивацией и дисциплиной сходят ему с рук.

Как не надо учить сангвиника
: тренировать его усидчивость рутинными упражнениями; убеждать его в том, что друзья и общение, которое они предлагают, не стоят возможности узнать что-то новое; ожидать, что природная сообразительность ребенка возьмет свое и по этой причине устраняться от контроля его успехов в учебе и развитии.

Что сангвинику полезно
: займите ребенка спортом, требующим систематических занятий. Так понятие о дисциплине войдет в его жизнь, и его не нужно будет насаждать искусственно. Проследите за тем, чтобы учеба не навевала на ребенка скуку, не превращалась в зубрежку. Для этого помогите ему сразу сцепить свежеполученное знание с тем, что ему уже известно, способствуйте тому, чтобы знания не просто накапливались, а формировали картину мира, беседуйте с сыном или дочерью о том, что является предметом его изучения, добавляйте к этим сведениям нюансы, которыми чаду хотелось бы поделиться с друзьями. Разорвите ассоциации ребенка между понятиями «быстро» и «хорошо», подчеркивайте удовольствие от процесса деятельности, от осознания того, что задача решается надежно и качественно.

Юные холерики беспокоят родителей тем, что быстро впадают в гнев при возникновении трудностей или препятствий. Агрессивные эмоции, на которые легко подвигнуть такого подростка, не мешают ему справляться с трудностями. Гораздо больше проблем вызывает то, что, выполняя любое дело, он сразу выкладывается полностью, не умеет приберечь немного сил, чтобы довести дело до конца. Неистовый, вспыльчивый, малоуправляемый характер, неуравновешенность делают подростка-холерика не слишком примерным учеником, зато он говорит то, что думает, и не таит зла, у него просто не хватит терпения что-либо таить.

Как не надо учить холерика
: не пытайтесь противопоставить его буйству свой шквал эмоций. Не приравнивайте его поступки, совершенные в порыве чувств, к поступкам злонамеренным. Откажитесь от практики наказаний, включающих элементы насилия, в том числе эмоционального, в пользу метода естественных последствий. Не считайте, что холерический темперамент является оправданием невоспитанности и распущенности.

Что холерику полезно:
спокойное и внятное установление рамок допустимого поведения. Разнообразные формы физической активности – спорт, танцы, работа на свежем воздухе. Обучение техникам преодоления аффекта – «сосчитать до…», отложить порыв к решительному агрессивному действию на следующий день и т.д. Учитывать неравномерность собственных усилий, заложенную в свойствах нервной системы, в режиме дня и подготовки уроков – не откладывать допоздна то, что важно сделать, не затягивать процесс решения задач.

Если вам повезло быть родителем подростка-флегматика, ваш ребенок — само спокойствие. Он делает все аккуратно, методично, медленно, но верно. Недостаток живости и подвижности он успешно компенсирует усердием. Иногда учителя жалуются на его медлительность, но его сильной стороной является то, что рутинную работу вроде решения однотипных примеров или однообразный ручной труд он продолжает спокойно выполнять в своем темпе, когда окружающие его сангвиники и холерики уже выдохлись и мечтают переключиться на что-нибудь другое. Работоспособность флегматика, которого не подгоняют, потрясает. Круг его знакомых не слишком обширен, но отношения он предпочитает длительные и устойчивые. Флегматик не склонен к всплескам и резким колебаниям, настроение его чаще ровное.

Как не надо учить флегматика:
прежде всего, его нельзя торопить и подгонять. Не следует настойчиво сравнивать его самого и его успехи с успехами сверстников. Не следует предлагать ему много задач на выбор и много методов решения этих задач одновременно. Не следует менять правила в процессе игры или деятельности, ожидая, что флегматик быстро переключится на новые условия. Не следует ожидать ярких эмоциональных реакций на поощрение или наказание, тем более не стоит наращивать степень этих педагогических воздействий, чтобы флегматик «проникся и понял», то есть прореагировал привычным для вас образом.

Что флегматику полезно:
дайте ему достаточно времени, и он сделает все, что нужно. Уважать темп деятельности и мышления флегматика необходимо, но при установлении дружеских отношений с представителями более подвижных нервных систем флегматики ведут себя адаптивно и, сами того не замечая, заражаются более высоким темпом деятельности, живее реагируют и с удовольствием включаются в несвойственные для себя проекты, учатся жить в ритме окружающего их общества. По этой причине постарайтесь не противодействовать дружбе своего ребенка с шустрыми и предприимчивыми товарищами, даже если вам со стороны кажется, что вашим ребенком верховодят и он в этих отношениях на вторых ролях.

Родители ярко выраженного юного меланхолика наверняка привыкли к тому, что в детстве он был робок, плаксив и боязлив, приходил в доброе расположение духа только в узком семейном кругу. Подрастая, меланхолики учатся владеть собой и осваивают формы поведения, позволяющие защитить свою ранимую натуру от всех посягательств несовершенного мира. Но робость, тревожность, впечатлительность остаются их значимыми чертами. На контакт с людьми меланхолик идет с осторожностью, постороннему может показаться молчаливым и неприветливым, но в кругу людей, которые ему приятны, в знакомой и комфортной обстановке чувствует себя увереннее и расцветает. Эмоциональная сверхчувствительность, которая не позволяет подростку-меланхолику нормально функционировать в недружелюбной или просто непривычной для него среде, является его даром, источником, из которого могут питаться разного рода творческие виды деятельности.

Как не надо учить меланхолика:
не стоит задавать ему жесткие рамки деятельности и темпа ее выполнения. Не следует манипулировать эмоциями меланхолика, поскольку его чувствительность может превосходить ваши ожидания. Будьте осторожнее с замечаниями и поторапливаниями, поскольку они могут возыметь противоположное действие. Меланхолики не из тех людей, кого можно научить плавать, бросив в воду, поэтому оставьте расчеты на радикальные и шоковые методы решения проблем. Так же мало надежды на то, что оправдается включение меланхолика в широкое диффузное общение и взращивание в нем лидерских качеств – обладатель меланхолического темперамента может приобрести стойкость, необходимую руководителю, только в зрелые годы.

Что меланхолику полезно:
как никто, меланхолик нуждается в установлении надежных теплых отношений с людьми, организовывающими и сопровождающими его обучение. Осознание того, что он (она) у педагога на хорошем счету, привычная атмосфера и уверенность, что ни замечания, ни окрика ожидать не нужно, позволяет раскрыться способностям школьника-меланхолика в полной мере. Чрезвычайно полезны таким учениками ситуации успеха и пошаговое освоение новых компетенций, новых ступеней самостоятельности. Важно учитывать сильные стороны меланхолика, например, развитую эмпатию и чуткость, склонность действовать в своем режиме и вкладывать творческие элементы в решение задач, которые этого прямо не требуют. Уязвимость меланхолика заключается в слабости собственно нервной системы, что особенно важно учитывать при подготовке домашних заданий. Напряженная работа в течение пары часов и уйма свободного времени, вероятно, останется в теории тех, кто рассчитывал нагрузку современного школьника, а родителям меланхолика придется смириться с тем, что он может работать только в своем темпе, поскольку периоды воодушевления сменяются периодами утомления и апатии, что заставляет ученика сидеть над уроками дольше, чем его сверстники.

Поскольку тип нервной системы с годами не меняется, надо понимать, что и при выборе подхода к обучению и развитию, к поиску дополнительных занятий в сфере неформального образования и в выборе профессии, помимо прочего, нужно учитывать и это условие. Учитывать так же, как принимаете во внимание особенности здоровья и физические возможности сына или дочери – как объективные обстоятельства, которые нужно беспристрастно оценить, выделить сильные стороны и в дальнейшем опираться именно на них.

Помимо того, что опора на сильные стороны всегда обеспечивает более выгодную позицию, такой подход даст ребенку понять, что вы принимаете его таким, как есть, позволяете ему быть собой. Это ценный опыт для представителя любого темперамента и в любом возрасте, но развивающейся личности он необходим особо.

С.О. Кропивянская

3.151495578926