Вкус к жизни



Вкус к жизни

Родители, воспитывающие особых детей, нередко сетуют, что за заботами о хлебе насущном и самых основных потребностях ребенка они ничего не видят, ничего не успевают, не дают всего того, что они должны ребенку, друг другу и себе. В то же время уточняющие вопросы ставят их в тупик. «Чего не додают?» Известно чего: мы не можем позволить себе то, то и это, у сверстников сына или дочери вот такие вещи, игрушки, техника в обязательном порядке, а мы всего этого объективно купить не можем, обделяем и ребенка и себя.


В наш век диктата вещей и демонстративного потребления, действительно, не всегда легко различить главное за второстепенным. Ведь все то, что мы можем или не можем дать своим детям, ценно не само по себе, а как средство, которое мы хотели бы применить, чтобы сделать близких более счастливыми, довольными жизнью. Для особого ребенка бодрость духа и повышенный фон настроения — это отличное подспорье в реабилитации, условие успешного развития. А ощущение неудовлетворенной потребности, фрустрация, депривация, наоборот, — негативный фактор, который может обесценить ваши усилия помочь ребенку победить невзгоды. Именно поэтому родители так стараются чем-то лишний раз порадовать чадо, которому не так просто развиваться, как его сверстникам, дарят игрушки и гаджеты, которые ударяют по семейному бюджету, — ведь что может быть ценнее улыбки ребенка… Правда, улыбки над подарками и лакомствами делаются все более кратковременными и скупыми: человек привыкает ко всему, к сожалению. Родители озадачиваются тем, что для радости ребенку нужно что-то побольше или подороже, и начинают безнадежную гонку за ушедшим куда-то от ребенка вкусом к жизни.

В одном родители правы: ребенку, а в особенности ребенку с собственным темпом и спецификой развития, необходимы всплески положительных эмоций, новые впечатления. Развитие не происходит линейно и поступательно, оно напрямую зависит от того, есть ли у него стимулы, насколько они разнообразны, окрашены ли они эмоционально.

Такими стимулами могут и должны стать не предметы, а впечатления, интеллектуальные и эстетические переживания.

Многие родители детей и подростков с ОВЗ (особенно те, чьи чада имеют проблемы в развитии, связанные с ЦНС) с теплотой отзываются о поездках к морю. Мол, там ребенок чувствовал себя отлично, а по возвращении все родные отметили, что он сильно возмужал и заметно прибавил в уровне развития — как будто лучше говорит, живее включается, налицо прогресс. Мамы списывают все на витамины, купание и свежий воздух, и сами по себе это вещи замечательные, но на самом деле «двигателем прогресса» в данном случае становится не климат, природа и даже не лечебно-профилактические процедуры. В том, что ваш ребенок уезжает одним, а возвращается другим человеком, ответственна смена обстановки, другая среда, заставляющая нервную систему ребенка активизироваться, адаптироваться, искать в себе новые ресурсы, образовывать новые нервные связи.

В плане смены впечатлений полезны не только поездки в климатически-приятные места. Не меньшим ресурсом будет обладать и просто поездка за город в той же климатической зоне, если родители смогут обеспечить не исключительно комфорт, перенесенный из дома на дачу, но новую деятельность, новые впечатления, если они будут готовы эти впечатления разделять, помогать их отрефлексировать. Вывозя городского ребенка в лес и поле, постарайтесь обратить его внимание на все то, что отличает новую среду от привычной: попытайтесь понять, чем различаются звуки, запахи, влажность, общая картина природы в городе и вне его. Постарайтесь назвать сыну или дочери встреченные вами виды растений, птиц и насекомых. Поверьте, то, что мимо пролетела какая-то птичка, ничего не даст ребенку в плане развития. А вот понимание того, что в лесу он видел самую настоящую живую кукушку, — это повод к размышлению, анализу, к появлению осознанного автобиографического воспоминания, которое требует изложения, внятного рассказа: где ты ее видел? Как ты ее узнал? Что она делала? А для этого есть смысл повышать свою собственную осведомленность, тренировать свою зоркость — вы должны стать не просто провожатым, но проводником, приобщающим ребенка к таинственному и многообразному миру природы.

Вне зависимости от того, считают ли специалисты, что ваш сын или дочь страдают задержкой психического развития, или их вердикт касается особенностей внимания, беспокоит ли вас только темп развития речи ребенка или его неврологический статус, — чтобы способствовать его развитию, вы, во-первых, обязаны содействовать постоянному поступлению стимулов из внешней среды. И второе — вы обязаны проследить, чтобы эти стимулы стали значимыми для ребенка. Не надейтесь на то, что достаточно привести его в правильное место, и он сам все поймет. Что-то, безусловно, поймет, но далеко не все. Его ориентировочный рефлекс может выделить в качестве главного совсем не то, на что вы рассчитывали. Так, ребенок трех лет, вышедший из театра со словами, что больше всего ему понравился буфет, вызывает у взрослых смех и умиление, то же заключение из уст подростка заставляет задуматься, не напрасно ли потрачен свободный вечер. Внимание особых детей нужно последовательно обращать, направлять, подталкивать вопросами, стимулировать собственными суждениями: «Кто из персонажей тебе больше понравился? Почему? А кто из актеров играл лучше, как тебе кажется? Что необычное мы сегодня увидели? Мне больше всего понравилась музыка, а тебе?» В конце концов, суждение о буфете тоже имеет право на существование, если вы застали в нем актеров в гриме, зашедших перекусить в антракте, или вы стали свидетелем любопытной сцены у стойки. Привыкайте озвучивать, удваивать свои впечатления в речи, приучите ребенка к тому, что это обязательная часть беседы, рассуждайте, обсуждайте, напоминайте друг другу, но постарайтесь, чтобы это было продолжением веселого дня, интересной беседой, а не допросом с пристрастием и унылой работой над ошибками.

Вашему особому ребенку крайне необходимы новые впечатления. Еще одним источником развития могут стать визиты в дома друзей, в семьи с детьми или просто к людям, которых присутствие ребенка не раздражает, а ребенку их общество не вредит. Многие родители, столкнувшись с тем, что их чадо не соответствует среднестатистическим показателям развития: не так говорит, не так ходит, не так себя ведет, — замыкаются в узком семейном кругу, полагая, что они берегут психику особого ребенка, на которого будут смотреть косо. Никто не застрахован — на него или нее могут смотреть не совсем так, как бы вам хотелось. Но спровоцировать косые взгляды с легкостью может человек в любом возрасте и при любом состоянии здоровья. Признайте, что в вашем затворничестве есть изрядная доля жалости к себе, нежелание выносить на публику то, что вы считаете проблемой, а то и собственным дефектом — мол, кому мы нужны, с таким вот дитятей. Вопрос философский, но из множества возможных ответов выберите самый актуальный: вы нужны своему ребенку и должны выходить из собственной зоны комфорта, чтобы способствовать его развитию. Новые люди, особенно умные, доброжелательные, уравновешенные, — это еще один источник развития для вашего ребенка, даже если вам кажется, что ребенок, придя в гости, немного дичится и не вступает в общую беседу. Как мы уже говорили, новая среда, новые условия, новые стимулы действуют на нервную систему мобилизующе, способствуют ее развитию.

Если ваш ребенок в связи с состоянием здоровья, как правило, лишен общества сверстников, следует поставить перед собой поиск круга общения для него как специальную задачу. Будут ли это походы в гости или традиционное посещение мест, где собираются дети, занятия по интересам в группе сверстников или встречи с «товарищами по оружию» во время прохождения реабилитационных процедур, это вопрос стечения обстоятельств. Помните о том, что человек становится личностью в общественных отношениях, и не лишайте ребенка этого условия развития. Разумеется, важно, чтобы ваш ребенок чувствовал себя комфортно и учился общаться, но если речь идет о постоянном поступлении новых впечатлений, стимулирующих развитие, вам придется дать ребенку больше самостоятельности и меньше регламентировать его действия. Очень может быть, что первый опыт общения в новой среде не станет для вашего сына или дочери блестящим, очень может быть, что его чувство исключительности и эгоцентризм столкнутся с такими же свойствами у партнера по игре или беседе, или просто не встретят привычного отклика. Не исключено, что недоразвитие коммуникативных навыков заставит вашего ребенка игнорировать возможность общения или начать манипулятивные действия, чтобы привлечь к себе внимание. Как бы то ни было, не бросайтесь немедленно одергивать маленького невежу или подстилать соломку. Это его дело, его опыт, его социальный эксперимент и бесценный стимульный материал для развития.

Важным слагаемым развития особого ребенка является его эстетическое развитие. Если у вас есть такая возможность, посещайте с сыном или дочерью музеи и выставки, приобщайте его или ее к классическому и современному искусству, учите его не просто потреблять красоту, сотворенную руками человека, а стимулируйте на размышление, анализ, сравнение. Собственный темп психического развития не случайно называют «альтернативной одаренностью». Многие дети, испытывающие сложности с освоением речи, решением логических задач, обучением вообще и запоминанием в частности, мыслят именно образами, поэтому оборотной стороной сложности с пониманием текстов вполне может быть особая эстетическая чувствительность и понимание визуальных образов. Но этому, как всему прочему, нужно учить, такое чутье нужно настраивать как дорогой, но очень тонкий инструмент.

Несмотря на то что современные ученые отвергают идею о том, что левое и правое полушария головного мозга жестко разделяют функции и занимаются логическими операциями и образным восприятием соответственно, определенная специализация в работе полушарий все же есть. Нарушители норм поведения, неуспевающие ученики, дети и подростки с задержкой психического развития или речевыми дисфункциями нередко относятся к тому самому правополушарному типу, который мыслит образами и затрудняется озвучить логическую цепочку своих рассуждений, но успешно пользуется интуицией. В случае, если и ваш ребенок хорошо реагирует на образы и непосредственный опыт, попытайтесь учитывать это его свойство в повседневном взаимодействии, обучении и воспитании.

Прививайте ребенку привычку, потребность в новой деятельности, новых впечатлениях, не поощряйте в нем или в ней присущее многим молодым людям с ОВЗ желание пережидать все социальные события дома, крутиться в своем мирке. Разумеется, у каждого человека свои представления о том, как проводить свободное время, а разногласия о том, выходить ли «в свет» или остаться дома, разрушили много прекрасных семейных и дружеских союзов, поскольку присущий личности темп жизни и степень общительности и замкнутости — это свойства, которые меняются крайне редко и никогда принципиально. Но если речь идет о воспитании ребенка, подростка, то социальная, интеллектуальная, эстетическая активность — это во многом дело воспитания, вопрос семейных традиций.

Если ваш ребенок особый, а вы, ссылаясь на усталость и отсутствие интереса, никуда его или ее не водите, не возите, не воодушевляете и не заинтересовываете, не ставите перед ним новых задач и не погружаете в новую среду, вы не открываете ему мир таким, каков он есть. Отсутствие возможностей — не причина, а отговорка. Возможно, вашей семье не по силам отправить ребенка в поездку за рубеж, но, может быть, вы еще не осмотрели всех достопримечательностей в своем городе. Возможно, у вас нет времени на длительное путешествие, но ребенок будет благодарен и за один выходной день, если вы наполните его чем-то незабываемым.

Новые впечатления, положительные эмоции и вкус к жизни — это то, что поможет лучше себя почувствовать и немного приподняться над собственным уровнем развития не только юным, но и взрослым членам семьи. Ведь лучше безмятежной жизни — только жизнь интересная, не так ли?

Кропивянская С.О.

3.151563645656