Социальное партнерство в образовании: основные термины и определения



Социальное партнерство в образовании: основные термины и определения Современные тенденции социально-экономического развития, связанные с появлением новых рынков труда, глобализации экономики, трансформации традиционных форматов использования трудовых ресурсов, более широкое обращение к интеллектуальным и информационным технологиям, ориентация на развитие человеческого капитала, активизируют процессы создания и поддержки в различных сферах систем социального партнерства.


Данное понятие первоначально использовалось только в социологии и экономике, описывая процесс взаимодействия работников и работодателей, в силу этого в качестве основных партнеров выдвигались органы власти, представители бизнеса и профсоюзные организации. Именно с этих позиций оно трактуется и Трудовым кодексом РФ: «Социальное партнерство предусматривает построение системы взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, их направленность на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений» [Трудовой кодекс (ТК РФ). Часть 2. Раздел II. Социальное партнерство в сфере труда. Ст. 23 – 55].
В настоящее время все чаще указанное явление рассматривается шире и представляется как сложный, многоплановый общественный процесс, где осуществляется «совместно распределенная деятельность социальных элементов в лице представителей различных социальных групп, результатом которой являются позитивные эффекты, принимаемые всеми участниками этой деятельности». В этой логике социальное партнерство – это определенный тип взаимодействия субъектов, объединенных общими усилиями, способами решения актуальных проблем совместной жизни, нацеленный на максимальное согласование и реализацию интересов всех участников этого процесса. Партнерство обеспечивает преодоление имеющихся у субъектов различий в представлении о методах решения общих проблем, гармонизацию общественных отношений, предотвращение конфликтов, согласование и повышение результативности действий.
Расширенная трактовка этого понятия согласуется с определением, принятым Конференцией ООН по устойчивому развитию в Рио-де-Жанейро в 1993 г., где «социальное партнерство – продуктивная кооперация всех субъектов развития территории для ее устойчивого социально-экономического развития и сопутствующего повышения качества жизни населения, совершенствования социальной и производственной инфраструктуры, системы муниципального управления и местного самоуправления и свободы личности».
Рассматривая социальное партнерство в расширенном контексте, можно получить значимый инструмент, позволяющий проектировать, апробировать и устанавливать новую, современную систему образования, отвечающую требованиям времени. В контексте образовательной политики «социальное партнерство трактуется как:

  • особый тип взаимодействия образовательных учреждений с субъектами и институтами рынка труда, государственными и местными органами власти, общественными организациями, нацеленный на максимальное согласование и реализацию интересов всех участников этого процесса» [Никитин М.В. Модернизация управления развитием образовательных организаций: монография. — М., 2001];
  • особый тип совместной деятельности между субъектами образовательного процесса, характеризующийся доверием, общими целями и ценностями, добровольностью и долговременностью отношений, а также признанием взаимной ответственности сторон за результат их сотрудничества и развития [Пискунова Е.В., Кондракова И.Э., Соловейкина М.П. и др. Технологии социального партнерства в сфере образования: Учебно-методический комплекс. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008].

По мнению И.М. Реморенко, социальное партнерство по отношению к образованию следует понимать как:
  • партнерство внутри системы образования между социальными группами данной профессиональной общности;
  • партнерство, в которое вступают работники системы образования, контактируя с представителями иных сфер общественного воспроизводства;
  • партнерство, которое инициирует система образования как особая сфера социальной жизни, делающая вклад в становление гражданского общества [Реморенко И.М. «Социальное партнерство» в образовании: понятие и деятельность// Новый город: образование для изменения качества жизни. - М.; СПб.: Югорск, 2003].

Последние исследования, проведенные ОЭСР, Всемирным банком, Европейским центром профессиональной подготовки и Европейским Фондом Образования, подтверждают ведущую роль профессиональной ориентации в реализации трех главных направлений государственной политики, связанных с:

  • реализацией целей непрерывного образования, основанного на научных знаниях и инновациях в условиях экономической глобализации: предоставление необходимых знаний и навыков для соответствия требованиям общества и обеспечение взаимосвязи между образованием, профессиональной подготовкой и миром труда;
  • развитием рынка труда: сокращение дисбаланса между спросом и предложением на рынке труда, решение проблемы безработицы и обеспечение мобильности рабочей силы.
  • воплощением в жизнь идей социального равенства и активного участия в общественной жизни: реинтеграция социально уязвимых групп населения в сферу образования, профессиональной подготовки и трудовой занятости.

3.151513531797