Правовой навигатор
- Я хочу, чтобы мой ребенок, имеющий проблемы со здоровьем, учился в обыкновенной общеобразовательной школе. Предусмотрены ли там для таких детей индивидуальные планы обучения?
- Какие компенсации родители могут получить на образование ребенка с ОВЗ? И зависят ли они от вида обучения?
- Какие средства обучения школа обязана предоставить ребенку-инвалиду при обучении на дому? Какие виды аттестации проходит ребенок в этом случае?
- Могут ли родители прибегнуть к услугам негосударственного образовательного учреждения для обучения ребенка с ОВЗ?
- На поступление в какой вуз может рассчитывать выпускник коррекционной школы?
- Я не могу сдать ЕГЭ по состоянию здоровья. Смогу ли я поступать в вуз без результатов ЕГЭ?
- Имеет ли право вуз отказать в приеме документов инвалиду, ссылаясь на то, что учебное здание не приспособлено для доступа и нужд инвалидов?
- Какие организации принимают на работу лиц с ОВЗ?
- Какие права есть у работников с ОВЗ?
Я хочу, чтобы мой ребенок, имеющий проблемы со здоровьем, учился в обыкновенной общеобразовательной школе. Предусмотрены ли там для таких детей индивидуальные планы обучения?
Статья 50 Закона РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» (в ред. от 12 ноября 2012 г.) предусматривает данное право, но его реализация напрямую зависит от устава конкретного образовательного учреждения. Также это право закреплено и в ст. 5 нового Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. от 7 мая 2013 г.): «Обучающиеся всех образовательных учреждений имеют право на получение образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями и устанавливаемыми в соответствии с п. 2 ст. 7 настоящего Закона образовательными стандартами и требованиями, на обучение в пределах этих стандартов по индивидуальным учебным планам, на ускоренный курс обучения, на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами библиотек, на получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг, на участие в управлении образовательным учреждением, на уважение своего человеческого достоинства, на свободу совести, информации, на свободное выражение собственных мнений и убеждений. Обучение граждан по индивидуальным учебным планам в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований и устанавливаемых в соответствии с настоящим Законом образовательных стандартов и требований и формы участия обучающихся в управлении образовательным учреждением регламентируются уставом данного образовательного учреждения».
Какие компенсации родители могут получить на образование ребенка с ОВЗ? И зависят ли они от вида обучения?
В правовых актах закреплена обязанность государства дать образование каждому ребенку, в том числе и ребенку с ОВЗ. Эту обязанность государство выполняет двумя способами: либо непосредственно предоставляет необходимые образовательные услуги в системе дошкольных и общеобразовательных учреждений, либо компенсирует семье затраты на услуги, полученные вне рамок государственной системы образования (в денежном виде). Родители имеют право на получение компенсации с момента достижения их ребенком-инвалидом возраста, с которого закон позволяет принимать ребенка в общеобразовательное учреждение. Это установлено Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181-Ф3 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и в п. 8 Постановления Правительства РФ от 18 июля 1996 г. № 861 «Об утверждении порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях». При невозможности обучения и воспитания детей-инвалидов в общих или специальных образовательных учреждениях государство берет на себя обязательство обеспечить их обучение и воспитание на дому. Право на получение компенсации на образование предоставляется с момента достижения ребенком 6 лет 6 месяцев. Предельный возраст для получения компенсации на образование — 18 лет. В некоторых случаях возраст может быть увеличен, ввиду состояния здоровья.
Какие средства обучения школа обязана предоставить ребенку-инвалиду при обучении на дому? Какие виды аттестации проходит ребенок в этом случае?
«Порядок воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях, а также размеры компенсации затрат родителей (законных представителей) на эти цели», утвержденный Постановлением Правительства РФ от 18 июля 1996 г. № 861, предусматривает, что на время обучения образовательное учреждение бесплатно выдает ученику учебники, справочную литературу и т.д. Обучение осуществляется квалифицированными специалистами из числа педагогических работников. В процессе обучения учащийся проходит промежуточную и итоговую аттестацию, после которой получает документ государственного образца о соответствующем образовании.
Могут ли родители прибегнуть к услугам негосударственного образовательного учреждения для обучения ребенка с ОВЗ?
Да, но только в негосударственных образовательных учреждениях, которые реализуют общеобразовательные программы, разработанные с учетом индивидуальной программы реабилитации инвалидов, и используют коррекционные методы. Такие учреждения должны иметь государственную аккредитацию, технические средства, специально подготовленных педагогов, а также обеспечивать медицинское обслуживание, социальные и иные условия, без которых невозможно (затруднено) освоение общеобразовательных программ детьми-инвалидами. («Порядок воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях, а также размеры компенсации затрат родителей (законных представителей) на эти цели», утвержденный Постановлением Правительства РФ от 18 июля 1996 г. № 861).
На поступление в какой вуз может рассчитывать выпускник коррекционной школы?
Законодательство Российской Федерации об образовании не предусматривает ограничений на получение начального, среднего и высшего профессионального образования. Выпускники коррекционных школ I — VII видов получают аттестат о получении основного общего или среднего (полного) общего образования, а выпускникам коррекционных школ VIII вида, созданных для обучения и воспитания детей с умственной отсталостью, выдается свидетельство об окончании специальной (коррекционной) школы VIII вида (Письмо Минобразования РФ от 4 сентября 1997 г. № 48 «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I — VIII видов»). При наличии аттестата, согласно закону, дискриминационные ограничения на получение высшего профессионального образования не допускаются.
Я не могу сдать ЕГЭ по состоянию здоровья. Смогу ли я поступать в вуз без результатов ЕГЭ?
Да, вы можете поступать в вуз не по результатам ЕГЭ, а по форме вступительных испытаний, устанавливаемых вузом самостоятельно. «Прием граждан с ограниченными возможностями здоровья может осуществляться как на основании результатов ЕГЭ, так и на основании результатов вступительных испытаний, проводимых вузом самостоятельно (при отсутствии результатов ЕГЭ), особенности проведения которых установлены главой VI настоящего Порядка» (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 декабря 2011 г. № 2895 «Об утверждении Порядка приема граждан в образовательные учреждения высшего профессионального образования»).
Имеет ли право вуз отказать в приеме документов инвалиду, ссылаясь на то, что учебное здание не приспособлено для доступа и нужд инвалидов?
Нет, не имеет. Недоступность того или иного образовательного учреждения не может служить препятствием для ограничения конституционного права на образование. Статья 17 Градостроительного кодекса РФ и ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусматривают, что разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускается. В тех случаях когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов. Таким образом, невыполнение органами государственной власти и местного самоуправления возложенных на них обязательств не может служить основанием для отказа в приеме инвалидов. Это отмечено и в ст. 19 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»: «Для инвалидов, нуждающихся в специальных условиях для получения профессионального образования, создаются специальные профессиональные учреждения различных типов и видов или соответствующие условия в профессиональных учреждениях общего типа. Профессиональная подготовка и профессиональное образование инвалидов в специальных профессиональных образовательных учреждениях для инвалидов осуществляются в соответствии с государственными стандартами на основе образовательных программ, адаптированных для обучения инвалидов». В случае отказа в приеме документов абитуриенту следует написать жалобу на имя председателя приемной комиссии или ректора вуза, в местную прокуратуру по факту нарушения прав на получение образования человека с ОВЗ.
Какие организации принимают на работу лиц с ОВЗ?
В России, согласно ст. 21 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», существует система квотирования рабочих мест для инвалидов. Любая организация, численность сотрудников которой превышает 100 человек, принимает на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности сотрудников (от 2 до 4%). В соответствии со ст. 5.42 Кодекса РФ об административных нарушениях за отказ в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты с виновного должностного лица взымается штраф в размере от 20 до 30 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ).
Какие права есть у работников с ОВЗ?
Права инвалидов закреплены Трудовым кодексом РФ и Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Также работодатель обязан учитывать все записи в индивидуальной программе реабилитации сотрудника (ст. 224 ТК РФ и ст. 23 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»). Основными положениями в отношении труда инвалидов являются следующие:
· ст. 23 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» устанавливает продолжительность рабочего времени для инвалидов I или II групп не более 35 ч в неделю. Несмотря на сокращенную продолжительность рабочего времени оплата производится в полном объеме. Предельная продолжительность рабочего дня определяется индивидуальной программой реабилитации работника-инвалида;
· инвалидов можно привлекать к работе в ночное время (с 22 до 6 ч) только с их письменного согласия (ч. 5 ст. 96 ТК РФ). Привлечение инвалидов к работе сверх нормативов, к труду в выходные и праздничные дни разрешается только с их письменного согласия и при условии, что такая работа не запрещена им по состоянию здоровья. При этом инвалиды должны быть в письменной форме ознакомлены со своим правом отказаться от выполнения подобных работ (ст. 99 и 113 ТК РФ);
· инвалиды имеют право брать оплачиваемый отпуск 30 календарных дней, а за свой счет — до 60 календарных дней (ст. 23 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и ст. 128 ТК РФ).