Правовые нормы для выпускников с ОВЗ при поступлении в вузы



Правовые нормы для выпускников с ОВЗ при поступлении в вузы

Для любого абитуриента выбор вуза  — это один из наиболее важных и ответственных шагов в жизни. Ведь от этого  зависит не только уровень образования, но и профессиональное будущее. Существует много параметров и критериев, на которые стоит обратить внимание при выборе учебного заведения. Немаловажным фактором является знание основных правовых норм, которые призваны помочь молодым людям с ограниченными возможностями здоровья в поступлении в университеты, институты, академии и другие учреждения профессионального образования.


Порядок приема граждан в образовательные учреждения высшего профессионального образования утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 28 декабря 2011 г. № 2895.

Граждане с ОВЗ, у которых отсутствуют результаты ЕГЭ, при поступлении в высшие учебные заведения проходят вступительные испытания, определенные вузом в соответствии с Перечнем вступительных испытаний, и дополнительные вступительные испытания (в случае их наличия в вузе) в форме, установленной вузом самостоятельно, с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья (далее — индивидуальные особенности) таких поступающих.

Вступительное испытание по русскому языку может проводиться в письменной форме в виде сочинения, изложения или диктанта и (или) в устной форме.

При проведении вступительных испытаний обеспечивается соблюдение следующих требований:

  • вступительные испытания проводятся в отдельной аудитории. Количество поступающих в одной аудитории не должно превышать: при сдаче вступительного испытания в письменной форме — 12 человек, при сдаче вступительного испытания в устной форме — 6 человек. Допускается присутствие в аудитории во время сдачи вступительного испытания большего количества поступающих с ОВЗ, а также проведение вступительных испытаний для лиц с ОВЗ в одной аудитории с поступающими, не имеющими ОВЗ, если это не создает окружающим трудностей при сдаче вступительного испытания;
  • продолжительность вступительных испытаний по письменному заявлению поступающих, поданному до начала проведения вступительных испытаний, может быть увеличена по отношению ко времени проведения ЕГЭ по соответствующему общеобразовательному предмету вступительного испытания, проводимого вузом самостоятельно, или дополнительного вступительного испытания (в случае их наличия в вузе), но не более чем на 1,5 часа;
  • на вступительных испытаниях присутствует ассистент, оказывающий поступающим необходимую техническую помощь с учетом их индивидуальных особенностей (ассистент помогает занять рабочее место, прочитать и оформить задание, передвигаться, общаться с экзаменатором);
  • поступающим предоставляется в печатном виде инструкция о порядке проведения вступительных испытаний;
  • поступающие с учетом их индивидуальных особенностей могут в процессе сдачи вступительного испытания пользоваться необходимыми им техническими средствами;
  • должна обеспечиваться возможность беспрепятственного доступа поступающих в аудитории, туалетные и другие помещения, а также их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, при отсутствии лифтов аудитория должна располагаться на первом этаже; наличие специальных кресел и других приспособлений).

Дополнительно при проведении вступительных испытаний необходимо соблюдать следующие требования в зависимости от категорий поступающих с ОВЗ:

а) для слепых:

  • задания для выполнения на вступительном испытании, а также инструкция о порядке проведения вступительных испытаний оформляются рельефно-точечным шрифтом Брайля или в виде электронного документа, доступного с помощью компьютера со специализированным программным обеспечением для слепых, либо зачитываются ассистентом;
  • письменные задания выполняются на бумаге рельефно-точечным шрифтом Брайля или на компьютере со специализированным программным обеспечением для слепых, или надиктовываются ассистенту;
  • поступающим при необходимости предоставляется комплект письменных принадлежностей и бумага для письма рельефно-точечным шрифтом Брайля, компьютер со специализированным программным обеспечением для слепых;

б) для слабовидящих:

  • обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс;
  • поступающим при необходимости предоставляется увеличивающее устройство;
  • задания для выполнения, а также инструкция о порядке проведения вступительных испытаний оформляются увеличенным шрифтом;

в) для глухих и слабослышащих: обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при необходимости поступающим предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования;

г) для лиц с тяжелыми нарушениями речи, глухих, слабослышащих все вступительные испытания по желанию поступающих могут проводиться в письменной форме;

д) для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (тяжелыми нарушениями двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей):

  • письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением или надиктовываются ассистенту;
  • по желанию поступающих все вступительные испытания могут проводиться в устной форме.

Для отдельных категорий абитуриентов, поступающих в высшие учебные заведения в 2013 г., установлены следующие льготы:

  • право на прием на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета за счет бюджетных ассигнований в пределах установленной квоты. Такой вид льгот доступен для:

детей-инвалидов;

инвалидов I и II групп;

инвалидов с детства;

  • право на прием на подготовительные отделения федеральных государственных образовательных организаций высшего образования на обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета. Такой вид льгот установлен для:

детей-инвалидов,

инвалидов I и II групп, которым согласно заключению федерального учреждения медико-социальной экспертизы не противопоказано обучение в соответствующих образовательных организациях.

3.151722068102