Факультативный курс «Технология поиска работы»



Факультативный курс «Технология поиска работы»

Данный курс, разработанный В.А. Солнцевой, Т.В. Беловой, направлен на ознакомление обучающихся с современным состоянием рынка труда региона, возможностями профессионально-квалификационного роста и самосовершенствования в процессе трудовой деятельности.


Занятия готовят выпускников к самостоятельному построению плана успешного трудоустройства. У обучающихся формируют представления о том, каким образом осуществлять поиск информации по вопросам трудоустройства, а также знакомят с работой государственных и муниципальных органов, оказывающих содействие в трудоустройстве. Курс дает возможность ознакомить обучающихся и выпускников колледжа с особенностями работы с Интернетом по поиску работы, со спецификой работы агентств по трудоустройству и кадровых центров.

Учебно-тематический план курса

Тема 1

Рынок труда в системе экономических отношений

4

Тема 2

Построение плана успешного трудоустройства

4

Тема 3

Способы представления информации о работе. Использование Интернета в поиске вариантов трудоустройства

8

Тема 4

Возможности трудоустройства лиц с ОВЗ. Государственные и муниципальные органы, оказывающие содействие в трудоустройстве. Специфика деятельности агентств по трудоустройству, кадровых агентств

2

Итого:

18

Тематические планы занятий

Тема 1. Рынок труда в системе экономических отношений

Цель занятия: ознакомление обучающихся колледжа с понятием рынка труда, формирование у обучающихся представлений о том, каким образом осуществлять поиск информации, необходимой молодому специалисту для успешного трудоустройства.

Информационное сообщение по теме занятия — педагог делает краткое сообщение по теме занятия и дает определение понятия «рынок труда».

Учащимся представляются некоторые статистические сведения о рынке труда Московской области и города Москвы (по мере необходимости педагог обновляет предоставляемую статистическую информацию для проведения занятий). Рассматривается понятие конкурентоспособности на рынке труда.

Далее педагог обсуждает следующие вопросы:

  • От чего зависит спрос на рабочую силу на рынке труда региона?  
  • Какие факторы оказывают влияние на динамику рынка труда:  

- Московской области;  

- Москвы?  

  • Каковы возможности для трудоустройства у молодого человека с ОВЗ?  
  • Какие факторы повышают конкурентоспособность на рынке труда специалиста с ОВЗ?  
  • От чего зависит заработная плата работника?  

Далее педагог предлагает для обсуждения темы. Для того, чтобы, успешно закончив учебное заведение, найти работу по своей специальности и получать зарплату, соответствующую потребностям, вам необходимо ориентироваться в следующем круге вопросов:

  • Каков спрос на специалистов вашей профессии (специальности)?  
  • Какая специализация по избранной вами профессии особенно востребована на современном рынке труда Московской области и города Москвы?  
  • Каков уровень зарплаты специалистов на различных предприятиях отрасли?  
  • Каковы требования работодателей к потенциальному сотруднику: необходимый уровень квалификации, дополнительные требования к профессиональной подготовке (владение технологиями, знание материалов, владение иностранным языком и др.)?  

Преподаватель выясняет, какие представления имеются у обучающихся по затронутым вопросам, насколько они соответствуют действительному положению вещей.

Тема 2. Построение плана успешного трудоустройства

Цель занятия: ознакомление обучающихся с алгоритмом определения желаемого места работы.

Информационное сообщение по теме занятия — педагог делает краткое сообщение по теме занятия: как сориентироваться на рынке труда, с чего и каким образом следует начать поиск работы, как правильно представить информацию о себе потенциальному работодателю.

Педагог совместно с учащимися проводит групповую дискуссию. Дискуссия проводится в форме ответов на следующие вопросы:

  • «Чего я хочу?» (характеристики желаемого рабочего места);  
  • «Что я могу?» (какими профессиональными знаниями, умениями и навыками я владею);  
  • «Каковы мои возможности и ограничения?» (рассматривается аспект медицинских противопоказаний);  
  • «Чего от меня ждут?» (каков запрос рынка труда и работодателя).

Далее педагогом рассматривается схема определения характеристик будущего места работы. Педагог по каждому из пунктов ведет обсуждение с участниками занятия.

Тема 3. Способы представления информации о работе. Использование Интернета в поиске вариантов трудоустройства

Цель: ознакомление обучающихся с различными вариантами предоставления информации о работе, о вакантных рабочих местах на рынке труда в городе Москве.

Информационное сообщение по теме занятия — педагог делает краткое сообщение по теме занятия. Современный рынок труда интенсивно развивается. В настоящее время существует большое разнообразие вариантов представления информации о работе. В качестве основных способов представления информации используются Интернет, газеты и журналы, справочники, телевидение, центры занятости, ярмарки вакансий, кадровые агентства и агентства по трудоустройству. Также информация о работе может быть получена от знакомых, родственников и друзей.

Далее рассказывается более подробно о каждом из способов предоставления информации о работе.

Затем педагог предлагает обучающимся проанализировать пример оформления записи о найденной вакансии.

После анализа примера учащимся предлагается практическое задание, направленное на самостоятельный поиск вакансий в различных источниках информации и формирование соответствующей записи в журнал по трудоустройству.

Далее педагог делает краткое сообщение по теме «Использование Интернета в поиске вариантов трудоустройства». Занятие по данной теме должны проводиться в помещении, оснащенном компьютерным оборудованием. Именно такое практическое занятие даст обучающимся возможность овладеть основными навыками работы с Интернетом как одним из способов поиска работы.

Педагог вместе с обучающимися анализирует специфику оформления сайтов о трудоустройстве, обращает внимание на выделение тематических разделов.

Далее педагог дает задание на поиск обучающимся вакансий с конкретными характеристиками. Он предлагает обучающимся проанализировать варианты объявлений, размещенных в Интернете, обращая внимание на примеры настоящих и сомнительных вакансий. Далее следует обсуждение на тему «Какая технология поиска работы вам представляется наиболее оптимальной?».

Тема 4. Возможности трудоустройства лиц с ОВЗ. Государственные и муниципальные органы, оказывающие содействие в трудоустройстве. Специфика деятельности агентств по трудоустройству, кадровых агентств

Цель занятия: ознакомление обучающихся с деятельностью государственных и муниципальных органов, а также кадровых агентств, оказывающих содействие в трудоустройстве.

Информационное сообщение по теме занятия — педагог делает краткое сообщение по теме занятия. В своем сообщении он знакомит участников занятия с деятельностью различных организаций, которые могут оказать содействие в трудоустройстве лиц с ОВЗ.

Далее следует дискуссия с участниками занятия, посвященная вопросам трудоустройства лиц с ОВЗ. Обсуждаются следующие вопросы:

• Каким образом ваше заболевание ограничивает ваши возможности трудоустройства?

• Какие существуют организации, занимающиеся вопросами трудоустройства лиц с ОВЗ?

Далее педагог делает краткое сообщение по теме «Специфика деятельности агентств по трудоустройству, кадровых агентств». Цель сообщения — формирование представления у обучающихся колледжа о специфике работы кадровых агентств и агентств по трудоустройству.

Далее следует обсуждение на тему «Обращение в какие организации и агентства вам представляется наиболее оптимальным при поиске работы?».

В ходе занятий выпускников с ОВЗ обучают построению плана успешного трудоустройства, формируют у них представления о том, каким образом осуществлять поиск информации, необходимой для успешного трудоустройства, а также знакомят с работой организаций, оказывающих содействие в трудоустройстве. Кроме того, данный курс направлен на ознакомление обучающихся колледжа с понятием рынка труда, возможностями профессионально-квалификационного роста и самосовершенствования в процессе трудовой деятельности по полученной профессии (специальности).

Литература

Данилова Ю.М. Содействие в трудоустройстве и развитии карьеры выпускников колледжей / Ю.М.Данилова, В.А.Солнцева. — М. : Типографский отдел НП «АПО», 2008.

Савина М.С. Обучение технологии поиска работы / М.С.Савина. — М. : НИИРО, 2004.

Солнцева В.А. Подготовка к трудоустройству выпускников учреждений среднего профессионального образования / В.А.Солнцева, Е.С.Дрожжина, Ю.С.Данилова. — М. : ООО «Центр новых технологий», 2012.  

3.151722051497