Дело по душе: как применить творческие способности



Дело по душе: как применить творческие способности Если ты набрал много баллов в графе творческих способностей в методике «Способности в деятельности» или другой диагностической методике, изучающей креативность, вероятнее всего, ты уже знаешь о том, в чем именно они у тебя выражаются и достиг в их развитии определенных высот.


Эстетика — мать этики.
 

Иосиф Бродский

Возможно, ты сочиняешь или исполняешь музыку, рисуешь, участвуешь в театральных постановках, добился успехов в хореографии или литературе – одно из названного или все сразу.

А может быть, ты не можешь назвать себя признанным в среде сверстников деятелем искусства, но это то, что тебя интересует, то, к чему ты стремишься, хотя пока не знаешь, каким образом осуществить свое сближение с миром красоты и гармонии. Но не могут же все быть лауреатами всероссийских конкурсов… Так можно ли говорить, что творческие способности определяются наличием ряда достижений, которые не так уж доступны подростку? Конечно, нет.

Речь не идет о том, что количество способностей соответствует объему достижений, и никак иначе. Но, говоря по правде, сами по себе способности, которые человек никак не развивает или попросту зарывает в землю, мало чем помогут ему в критический момент. Наличие достижений – положительных отзывов от специалистов, приглашений поучаствовать в концерте, рекомендаций от руководителей кружков и студий – говорит о том, что к твоим способностям прилагается твоя решимость действовать и дальше в этом направлении, расти, достигать большего.

Если ты всерьез задумываешься о карьере в искусстве, то наверняка понимаешь, что это область, связанная со специфической подготовкой и требующая довольно раннего старта. Нельзя утверждать, что человек, желающий научиться играть на скрипке, но не державший этого инструмента в руках ни разу лет до 15-16, не имеет ни единого шанса стать выдающимся музыкантом, но каждый согласится, что вероятность стать виртуозом и поразить в хорошем смысле мир классической музыки у него крайне низкая.

К подростковому возрасту человек, всерьез занимающийся искусствами, уже достигает определенного уровня, и догнать, а также перегнать вундеркиндов и  тех, кто трудился над совершенствованием своих навыков уже много лет, начинающему будет нелегко.

Более того, все понимают, что далеко не все из тех, кто добросовестно учится в художественной или музыкальной школе, смогут пробиться в круг профессиональных живописцев и исполнителей. Возможно, и ты, имея недюжинную подготовку и признанные способности, сомневаешься, сможешь ли продвинуться по этой стезе дальше, ведь в мире искусства не так много рабочих мест, а на вершине этого Олимпа и без тебя тесно… Так стоит ли пытаться? Нужно ли продолжать готовиться к тому, чего так сложно достичь?

Во-первых, если есть способности и есть желание их развивать – это нужно делать, и обязательно. Ведь твоя жизнь – не подготовка к будущему, и не прямая линия, проведенная через несколько заранее известных пунктов.

Занятие любимым делом и саморазвитие – это не только вложение в будущее, это самостоятельная ценность дня сегодняшнего, которая делает твою жизнь полнее.

Во-вторых, далеко не все, кто учится в школах искусств, видят себя профессиональными музыкантами, скульпторами и танцорами, хотят профессионально реализовываться в этой сфере. И если ты занимаешься искусством давно, но интересуешься и другими вещами, это не значит, что ты станешь либо профессионалом в области искусства, либо неудачником. Ты станешь тем, кем захочешь, если приложишь достаточно усилий. А искусство может остаться способом проведения досуга, достойным культурного человека.

В-третьих, творческие способности проявляются не только в конкретных достижениях. Если тебе свойственна креативная жилка, то творчество находит отражение во всех сферах твоей жизни. Если ты человек творческий, то ты все делаете по-своему, необычно – будь то учебное задание, приготовление обеда или планирование дня рождения лучшего друга. Если это о тебе, то ты можешь найти себя в деятельности, хотя и не связанной с классическим искусством, но тем не менее творческой, разнообразной, требующей живого ума и богатого воображения. Таких видов профессиональной деятельности со временем делается все больше.

В-четвертых по счету, но не в последних по смыслу: для того, чтобы понять, действительно ли ты должен заниматься творчеством всерьез, или высокие баллы в данной графе вызваны возрастным всплеском интереса к искусству в целом и к музыке и литературе в частности (подростки и юноши слушают и читают столько, сколько никогда до, и, к сожалению, редко после) подумай, проанализируй собственную жизненную ситуацию.

Занимаешься ли ты искусством потому, что давно начал и родители не дают тебе (то уговорами, то обещаниями, то угрозой) оставить музыкальную школу?

Или потому, что заниматься музыкой, или рисованием, или драматическим искусством тебе приятно, это дарит тебе положительные эмоции и сближает с интересными людьми, делает тебя самого более интересным человеком, достойным внимания?

А может, творчество – это твоя потребность, большая, важная часть жизни, ценная сама по себе, и, возможно, самая ценная? Как заметил кто-то из классиков, нужно писать стихи только в том случае, если вы не можете их не писать.

Творческие способности присущи многим людям, в той или иной степени. Развивать их, пользоваться ими в повседневной жизни необходимо – это твой дар, а к дарам от природы нужно относиться с благодарностью.

Но делать ли искусство своей профессией, смыслом своей жизни, основным ее мотивом, решать тебе. Для этого необходимо оценить риски , присущие профессиональной реализации в области искусств и понять, насколько эти перспективы критичны именно для тебя.

Просто представь, например, что твое искусство тебя не обогатит, более того, не позволит вести мало-мальски обеспеченную жизнь - так бывает и довольно часто. Ван Гог при жизни продал всего одну работу и всемирного признания, наступившего позже, так и не увидел, жизнь его была полна тяжелого труда и лишений. Сможешь ли ты мириться с бедностью ради того, чтобы не изменять любимому делу?

Если это для тебя не аргумент, обдумай такую возможность: очень вероятно, твое искусство тебя не прославит, совсем. Тебя не будут узнавать на улицах, твою фамилию не будут предварять словами «тот самый», твои успехи не заинтересуют даже районную газету-малотиражку. Может быть, твои лучшие достижения останутся безымянными и никто не поверит тебе, что это ты автор нашумевшей мелодии из рекламы или яркого, провокационного постера, авторские права на которые выкупит твой работодатель? Все равно искусство – это то, чего ты хочешь?

  • Тогда представь еще вот что – предположи, что твоя музыка (живопись, актерская игра, т.д.) всегда будет вызывать у части публики резкое неприятие, выраженное в неучтивой форме. Вообразите, что тебя критикуют люди, ничего в искусстве не понимающие, не ценят коллеги, а критики позволяют себе на твой счет язвительные замечания. Общество не всегда тактично и милосердно к творцам и новаторам. Можешь ли ты спокойно воспринимать критику, которая может быть и грубой, и публичной, и неуместной, и при этом не подумывать бросить все, и, хлопнув дверью, отправиться восвояси из искусства?

Если даже сочетание всех этих напастей одновременно не заставит вас отказаться от поиска собственного пути в искусство, если ты рисуешь, играешь, пишешь и сочиняешь музыку не ради удовольствия, а потому что не можешь иначе, если это присущий тебе способ взаимодействия с миром, ни больше, ни меньше – значит, это твой выбор, борись за него, работай ради него, стремись к своей мечте.



С.О. Кропивянская

3.151513531567