Дело по душе: как использовать интеллектуальные способности



Дело по душе: как использовать интеллектуальные способности Всякого ли умного человека можно назвать интеллектуально одаренным? Вероятно, многие твои знакомые по праву считаются здравомыслящими, сообразительными и догадливыми, другие слывут эрудированными или начитанными. Но когда возникает необходимость решения сложной интеллектуальной задачи, ты обратишься к тому из друзей, кто не просто много знает, а способен решить исследовательскую задачу с ограниченными информационными ресурсами, владеет методом.  


Недостаточно овладеть премудростью,
нужно уметь пользоваться ею.
 

Цицерон

Обычно интеллектуальная одаренность проявляется довольно рано. Если ты сам из тех, кто с детства считался гордостью класса и надеждой родителей, то ты не понаслышке знаешь, какое давление среды приходится выдерживать отличнику и умнице. Родители и преподаватели видят, что ты можешь больше, чем потихоньку тянуть программу средней школы, поэтому большего ожидают и большего требуют. И все бы ничего, если бы эти ожидания не относились к разным областям знаний.

Каждому учителю приятно думать, что он взращивает звезду математики, физики, биологии или истории. Появление хорошего, думающего ученика вдохновляет педагога на то, чтобы оказать ему больше внимания, заинтересовать своим предметом всерьез. Если интеллектуально одаренный ученик интересуется множеством вещей (или настолько хорошо воспитан, что не хочет разочаровывать уважаемых им взрослых), ему придется много работать. Ведь даже для тех, кто учится легко, интеллектуальное развитие – это серьезная работа, которая усложняется год от года. В то же время подростку следует постепенно сделать выбор в пользу тех областей знания, которые ему наиболее интересны, чтобы вкладывать время и усилия в свое предполагаемое будущее, а не в попытку узнать все обо всем.

Некоторые подростки, наделенные развитыми интеллектуальными способностями, довольно рано находят свою специализацию и углубляются в интересующую их область знаний, порой в ущерб другим занятиям, в том числе, спорту, общению и восстановлению сил.

Сильная сторона интеллектуального типа в том, что, будучи заинтересованным, он проявляет удивительную сосредоточенность и работоспособность.

Слабая же сторона в том, что он готов пренебрегать навыками, которые, как кажется, не относятся напрямую к области его научных интересов, и это может стать препятствием на пути к желаемой цели. Например, при отличном знании материала, значительно превышающем требования школьной программы, учащийся интеллектуального типа может полностью пренебречь навыками самопрезентации, не развивать коммуникативные качества, резко и эмоционально реагировать на то, что окружающие не способны понять его. Такое сочетание высоких учебных и низких социальных навыков может создать интеллектуальному типу проблемы еще в школе, еще более серьезно они повредят тому, кто пытается найти пути для своего дальнейшего развития вне школы.

Понять, действительно ли в планировании будущей карьеры тебе нужно делать ставку на свои интеллектуальные способности, например, посвятить себя науке или исследовательской деятельности в различных областях, можно, проанализировав свое поведение и свои приоритеты.

О том, что не каждый отличник является одновременно умным человеком, ты наверняка уже понял из собственных наблюдений, верно и обратное – умный человек может иметь скромные оценки даже по интересному предмету, если он, например, не принял педагога в качестве авторитета для себя.

В то же время не каждый, кто хорошо учится и действительно разбирается в предмете, сможет состояться как исследователь в избранной области.

Задумайтесь: если ты хорошо учишься, то потому, что тебе интересно узнавать что-то новое или тебе просто стыдно плохо учиться, фигурировать в списке отстающих?

Получаешь ли ты удовольствие от решения задач или настоящее удовольствие ты испытываешь, когда задачи можно отложить и отправиться гулять с друзьями?

Приятнее бы тебе было найти новое для себя решение задачи и получить за это хорошую оценку, или действовать по заданному учителем алгоритму и получить за это «отлично»?

Многое о том, каков человек на самом деле, говорят способы, которыми он проводит свободное время. Если ты решаешь посмотреть фильм для собственного удовольствия, какова вероятность, что это будет познавательный, научно-популярный фильм? Или ты полагаешь, что делу время, а потехе час, и определенно предпочтешь легкую комедию? Важно ли тебе, чтобы люди, с которыми ты общаешься, разделяли твои интересы и были достаточно просвещенными, чтобы с ними можно было поспорить о чем-то помимо музыки, моды и обстоятельств жизни общих знакомых? Или все равно, был бы человек хороший, а поговорить можно и ни о чем? Посвящаешь ли ты свободное время приобретению новых сведений о том, что тебя интересует, или ты гордишься тем, что учеба не занимает у тебя много времени?

Отличительной чертой, говорящей о том, что исследовательская деятельность – это твое, говорят твои приоритеты.

Ты исследователь, если причиной твоих поступков часто бывает причина «потому что это интересно».

Ты исследователь, если узнать, понять, проанализировать что-то новое для тебя привлекательнее вознаграждения.

Сможешь ли ты заниматься любимым делом, зная, что за работу значительно менее интересную, такому умному человеку, как ты, заплатят гораздо больше? Будешь ли ты продолжать исследование, если это встанет между тобой и твоими друзьями, если это начнет разрушать твои отношения, если это не позволит тебе достаточно отдыхать? Будет ли тебе все еще интересно, если исследование, которому ты посвятил целые годы своей жизни, не даст ожидаемых результатов?

Предположит, что тебе всегда придется много работать, умственно и физически, представь, что твоя работа не будет заканчиваться вместе с окончанием рабочего дня, ты будешь думать о ней постоянно, и в праздники, и в выходные, и из-за этого тебе будет трудно полностью сосредоточиться на чем-то, что твоей работой не является. Предположи также, что вознаграждение за твой труд всегда будет очень скромным, а если твое исследование кого-то обогатит, то этим человеком будешь не ты. Если тебя не останавливает все вышесказанное, и ты готов преодолевать трудности ради того, чтобы узнавать что-то новое и работать над тем, чтобы человечество сделало шаг вперед в своем развитии, даже если это не сделает комфортнее твою собственную жизнь, вперед.

Это твой выбор, а за свой выбор есть смысл бороться.


С.О. Кропивянская

3.151722061584