Инклюзивное образование
Инклюзивное образование (фр. inclusif-включающий в себя, лат. include-заключаю, включаю) – это процесс обучения детей с особыми потребностями в обычных общеобразовательных школах вместе со сверстниками.
Инклюзивное образование – более широкий процесс, чем интеграция, подразумевающий одинаковую доступность образования для всех детей и развитие образования в плане приспособления к различным нуждам всех детей. Оно подразумевает реформирование школ, перепланировку учебных помещений так, чтобы они отвечали нуждам и потребностям всех без исключения детей. Инклюзивное образование стремится развить методологию, направленную на детей и признающую, что все дети — индивидуумы с различными потребностями в обучении.
Плюсы |
Минусы |
Создание в общеобразовательной организации специальных условий обучения для детей с особыми потребностями. |
При условии соблюдения всех норм инклюзивного образования, минусы исключаются. |
Создание единой адаптивной образовательной среды, которая будет соответствовать потребностям всех обучающихся данной образовательной организации. |
|
Обучение детей с ОВЗ в общих классах массовой школы, но с предоставлением специализированной психолого-педагогической помощи. |
|
Комплексная подготовка педагогического, ученического и родительского коллективов к включению в образовательный процесс детей с особенностями развития и создание условий для социальной реабилитации ребенка и интеграции его в общество. |
|
Развитие толерантного отношения в коллективе. |
|
Однако в России идея инклюзивного образования пока носит экспериментальный характер. Развитие системы инклюзивного образования в нашей стране, требует принципиальных изменений в системе не только общего, но и профессионального и дополнительного образования.
Кроме того существует ряд нерешенных пока вопросов:
1) Отсутствие гибких образовательных стандартов;
2) Несоответствие содержания обучения массовой школы и учебных планов образовательным потребностям ребенка с особенностями развития;
3) Отсутствие специальной подготовки педагогов общеобразовательных организаций, незнание основ коррекционной педагогики и специальной психологии;
4) Отсутствие у педагогов представлений об особенностях психофизического развития детей с ОВЗ, методиках и технологии организации образовательного и коррекционного процесса для таких детей;
5) Недостаточное материально-техническое оснащение общеобразовательного организаций под нужды детей с ОВЗ и др.
Тем не менее, работа в данном направлении ведется. В последнее время и государство, и общество все больше задумываются о судьбе детей с особенностями развития и включении их в жизнь общества.