Основные модели и направления профориентационно значимого социального партнерства в зарубежных странах



Основные модели и направления профориентационно значимого социального партнерства в зарубежных странах Известно, что проверка и отбор для тех или иных видов труда в соответствии со способностями и качествами человека практиковались с незапамятных времен. Еще в середине третьего тысячелетия до н.э. в Древнем Вавилоне проводились испытания выпускников школ, где готовились писцы, а в Древнем Китае уже существовала система проверки способностей лиц, желавших занять должности правительственных чиновников и др.


Однако первые специализированные лаборатории профориентации возникли в 1903 г. в Страсбурге (Франция) и в 1908 г. в Бостоне (США). Работа этих служб строилась на «трехфакторной модели», предложенной американским социологом Фрэнком Парсонсом. Он сформулировал основные положения выбора профессии:
1) выявление с помощью тестов качеств человека,
2) выявление требований к работнику,
3) сопоставление выявленных качеств с требованиями профессии, на основании чего составляется рекомендация о профессиональной пригодности или непригодности человека.
Если поначалу главная задача лабораторий профориентации состояла в трудоустройстве безработных, затем — в выдаче рекомендаций на основании психодиагностических обследований (тестирования), то уже к 1970-м гг. прошлого века акцент перемещается в сторону самостоятельного профессионального выбора. В 1973 г. в Великобритании был принят закон о службах профориентации для учащихся, в 1981 г. в США введен закон о профконсультации, с этого же года в Дании действует закон, регулирующий деятельность служб учебной и профессиональной ориентации.
Как показывает анализ, термин «профессиональная ориентация» за рубежом не используется, но достаточно часто встречается сочетание «Career development» (букв. пер. – «развитие карьеры»). Это направление представляет собой обширную сферу деятельности, включающую профориентационно значимое взаимодействие хорошо подготовленных специалистов, имеющих в своем распоряжении мощные информационные и методические ресурсы.
Среди западных специалистов система психолого-педагогического сопровождения молодежи рассматривается как единый комплекс, включающий профинформацию, профсовет и консультирование, профессиональный отбор и профподбор, трудоустройство и меры по адаптации к трудовой деятельности, что в целом обозначается термином «переходные услуги». Система подобного рода услуг представляет собой спектр координированных последовательных действий в отношении молодых людей при переходе от учебы к профессиональной деятельности.
В настоящий момент в зарубежных странах профориентационная деятельность ведется в рамках 5 специализаций [Shchigireva O. International practice of vocational guidance in our modern age // Scientific enquiry in the contemporary world: theoretical basiсs and innovative approach. Vol. 3. Psychology and pedagogics: research articles, B&M Publishing, San Francisco, California. 2014. p. 130-133]:

  1. «Информирование» включает в себя предоставление информации о профессиях, способностях, профессиональном маршруте, возможностях обучения, мире труда и его основных тенденциях, условиях работы, образовательных программах, учебных заведениях, государственных и негосударственных программах и услугах, возможностях трудоустройства. Это важнейший компонент профессиональной ориентации.
  2. «Обучение карьере» проводится в образовательных учреждениях учителями и профконсультантами. Его задача – направлять молодых людей в познании свои мотивов, ценностей и значимости для общества в целом. Осуществляется знакомство с миром труда, формирование навыков, необходимых для получения образования, профессиональной подготовки и жизненного и профессионального выбора; получение практического опыта профессиональной деятельности и инструментов планирования карьеры.
  3. «Карьерное консультирование» помогает прояснить цели и желания, осознать свои индивидуальные особенности, принять взвешенное решение, приступить к реализации профессионального плана и научиться управлять своей карьерой.
  4. «Консультирование по вопросам трудоустройства» способствует выявлению ближайших профессиональных целей, приобретению знаний и умений, необходимых для поиска работы и трудоустройства (написание резюме, правила прохождения собеседования и т.д.).
  5. «Трудоустройство» связано с направлением желающих и / или устройством на имеющиеся вакансии. Услуги предоставляются государственными и коммерческими службами занятости. Некоторые колледжи и университеты также предоставляют услуги по трудоустройству своим студентам.

В реализации всех этих направлений большую роль играет социальное партнерство. Оно рассматривается как обязательный компонент связи между образованием и бизнесом и подразумевает формирование и развитие устойчивых контактов между школами, колледжами, другими образовательными учреждениями и работодателями с целью совершенствования системы профессионального образования и профессиональной подготовки различного уровня и подготовки высококвалифицированных специалистов.
В масштабах Европейского союза важную роль в создании профориентационно значимых социальных партнерств играет стратегия корпоративной социальной ответственности (Corporate Social Responsibility — CSR), призванная внести существенный вклад в формирование социально сплоченной Европы. По мнению Еврокомиссии, социальная и экологическая эффективность компаний в условиях глобализирующейся экономики играет возрастающую роль в создании их позитивного имиджа [Газетов В.И., Хоменко В.И. Эволюция и реализация социальной политики Европейского союза. Пространство и время. 2012. №2]. Основные организационные структуры, регулирующие вопросы социального партнерства: Европейская конфедерация профсоюзов, Союз конфедераций промышленников и работодателей Европы, Европейская ассоциация ремесленных, малых и средних предприятий, Европейский центр предприятий с участием государства и предприятий общего экономического интереса.
Развитие ответственности компаний не ограничивается благотворительностью и PR-акциями, а реально означает, что управление рисками и изменениями проводится социально ответственным образом. Стратегия корпоративной социальной ответственности содержит обязательства перед работниками (внедрение инновации, повышающих качество труда, создающих безопасные рабочие места, организация пожизненного обучения, исключение дискриминации женщин в вопросе оплаты труда и др.), установление конструктивных отношений с заказчиком, местными сообществами, обществом в широком смысле слова.
В целях получения общественной поддержки Европейская комиссия организовала форум по CSR, обеспечивающий работодателям, профсоюзам, инвесторам широкую возможность обмена опытом и идеями. Планами Еврокомиссии предусматривается интегрирование принципов CSR во все аспекты проводимой в ЕС политики. На первом в истории Евросоюза «Социальном саммите» была принята декларация, в которой содержался призыв к разработке долгосрочной рабочей программы социального диалога, обозначалась важность проведения крупных реформ путем диалога между властями, работодателями и профсоюзами трудящихся, потребность в нормативной регламентации социальной ответственности. Ряд общественных, промышленных и иных организаций и фирм вместе со службами управления США и Европы приступили к созданию на основе консенсуса первого международного стандарта «Социальная ответственность 8000» (SA 8000). Компания признается соответствующей данному стандарту только при выполнении установленных SA 8000 базовых требований. Комплексная проверка фактической ситуации в компании и вокруг нее при отсутствии положительного результата, необходимого для получения сертификата соответствия требованиям стандарта SA 8000, возлагает на экспертов обязанность подготовить рекомендации по улучшению дел на предприятии. Данный стандарт служит не только средством оценки реального состояния социально-этических норм, но и инструментом оказания помощи.
Социальное партнерство уже зарекомендовало себя в Европе как действенный инструмент достижения социального консенсуса на основе компромиссов для улучшения положения работников. Диалог социальных партнеров осуществляется на разных уровнях – правительственном, научном, общественном, предпринимательском, профсоюзном и др. в соответствии с Соглашением о социальной политике. Привлечение общественности к решению социальных проблем происходит как в рамках традиционных демократических институтов (через партии, профсоюзы, ассоциации предпринимателей, государственные структуры), так и через специальные структуры.
Работодателям в Европе принадлежит важнейшая роль в развитии социального партнерства как в профессиональном образовании в целом, так и в профессиональной ориентации, в частности. Это можно увидеть в лоббировании собственных интересов с целью формирования новых генераций высококвалифицированных специалистов, в содействии в подготовке и реализации государственных мероприятий и принятии решений в области профессионального образования, участии в разработке образовательных программ, проектировании содержания обучения, контролировании использования ресурсов, помощи в управлении образовательными организациями. При этом ключевая роль работодателей не означает, что они всегда являются инициаторами социального диалога. Степень инициативности работодателей во многом определяется традициями, производственными отношениями и моделью регулирования профессионального образования.
Форма социального партнерства зависит от основной модели профессионального образования и обучения, принятой в конкретной стране, которая, в свою очередь, формируется в зависимости от типа производственных отношений [Кормакова В.Н. Особенности управления подготовкой рабочих кадров за рубежом // Научные ведомости БелГУ, Серия: Гуманитарные науки, 2010. №5]. Существуют три основные модели, которые отличаются друг от друга степенью государственного участия в системе профессионального образования и обучения, и потребностями социальных партнеров в объединении усилий [Олейникова О.Н. Социальное партнерство в профессиональном образовании. М., 2005]:

  • Модель 1. Государство не играет никакой роли в поддержании систем социального партнерства, или его роль незначительна. В Великобритании политика в области профессионального обучения в основном определяется на местном уровне, и центральную роль играют работодатели, которым лучше чем кому-либо известны потребности в обучении молодых специалистов. Данная модель отражает общие тенденции децентрализации государственного управления, в рамках которой правительство передает полномочия местным органам и предприятиям.
  • Модель 2. Государство планирует и осуществляет профессиональное образование и обучение и управляет им, как это происходит во Франции. Однако следует отметить, что и в рамках данной модели за последние годы наблюдается рост как формального, так и неформального участия социальных партнеров в управлении профессиональным образованием. При возникновении новых потребностей в профессиональном обучении, социальные партнеры самостоятельно или совместно с правительством принимают непосредственное участие в планировании, реализации, контроле, а иногда и в финансировании новых видов профессионального образования. Примером могут служить осуществленные при активном участии социальных партнеров эксперименты по разработке моделей, предполагающих чередование обучения на базе учебного заведения и трудовой деятельности, получившие впоследствии широкое распространение практически во всех странах Западной Европы. Вопросы внутрифирменного профессионального обучения и обучения на рабочем месте также решаются профсоюзами и работодателями в рамках коллективных договоров.
  • Модель 3. Государство определяет общие рамки деятельности частных компаний и организаций по осуществлению профессионального образования и обучения: Германия (дуальная система), Нидерланды, Дания.

С точки зрения степени распределения ролей государства, компаний и профсоюзов в развитии профессионального образования выделяются следующие основные модели социального партнерства.
Так, в Великобритании действует, так называемая, либеральная модель, когда доминирует роль предприятий (работодателей). Предприятия / компании имеют полную свободу устанавливать объем и качество начального и непрерывного профессионального обучения, а государство только определяет уровни квалификационных стандартов для выпускников и предоставляет средства на обучение. В Дании и Нидерландах действует неокооперативная модель, в рамках которой весьма активны ассоциации работодателей и профсоюзы, а государство лишь придает законность решениям, принятым на основе группового консенсуса. В Германии развитие системы профессионального обучения также определяется на основе группового консенсуса по вопросам содержания и итоговой аттестации, однако немецкая модель отличается от неокооперативной тем, что финансирование профессионального образования и обучения там осуществляется по либеральной модели. Во Франции реализуется модель государственного вмешательства, в рамках которой государство регулирует систему профессионального образования в сотрудничестве с социальными партнерами.

3.151503052698