Отечественный опыт профориентационно значимого социального партнерства
Понятие «социальное партнерство» в своем развитии в России прошло несколько этапов. Оно не является инновацией для российского образования. Еще советская практика профессионального обучения была основана на системном подходе к подготовке кадров. Профессиональная социализация учащейся молодежи базировалась на двух основных направлениях: взаимодействие учебных заведений с базовыми предприятиями и плановое распределение выпускников на предприятия в соответствии с выбранной специальностью. Данная система позволяла не только адаптировать молодых людей в профессиональном и социальном аспектах, но и гарантировать государству целевое использование бюджетных средств, потраченных на образование.
Сегодня важным фактом в становлении и развитии социального партнерства является необходимость активного взаимодействия всех заинтересованных сторон в получении высококвалифицированного профессионала, творческой, социально активной личности, способной к адаптации в постоянно меняющемся мире в условиях быстро растущих объемов информации, готовой к самоопределению и самореализации на протяжении всей жизни. Рыночные отношения, сложившиеся в экономической системе нашей страны, естественным образом привели к временному снижению роли государства в формировании заказа на образование. Однако экономическая и социальная роль образования столь велики, что государственное влияние в образовании, в том числе, на процессы личного и профессионального самоопределения, профессиональной ориентации и социальной адаптации молодежи невозможно исключить. Это требует организации специальной деятельности представителей бизнеса, государства и общества в рамках социального партнерства и сетевого взаимодействия по подготовке обучающихся в учреждениях общего и профессионального образования к проектированию профессионального будущего, трудоустройству и построению карьеры.
Распределение социальных партнеров осуществляется по четырем уровням: федеральный, региональный, муниципальный и образовательная организация.
Уровень
| Партнеры |
Федеральный |
Министерство образования и науки.
|
Региональный |
Профессиональные сообщества. Работодатели.
|
Муниципальный |
Муниципальные органы власти. Службы занятости. СМИ. Колледжи, школы. Методические центры. Органы управления образованием
|
Локальный
Образовательная организация | Обучающиеся. Педагоги. Родители |
Значительный опыт партнерских отношений учебных заведений и предприятий, организаций накоплен системой профессионального образования на региональном и муниципальном и локальном уровнях. В ряде регионов, созданы консультативные советы по профессиональному образованию при областных администрациях. Их состав утверждается распоряжением глав администрации областей. В состав консультативных советов входят представители органов управления образованием, комитетов, отделов и управлений области, департаментов федеральной службы занятости населения.
Рассмотрим отдельные примеры эффективных практик социального партнерства.
Комплексная система социального взаимодействия в области профессионального образования, профессионального ориентации и социальной адаптации различных групп молодежи построена в Новгородской области. Здесь сформирован Консультативный совет, который рассматривает вопросы, относящиеся к реформированию профессионального образования; запрашивает и получает от органов управления образованием и организаций, участвующих в формировании профессионально-квалификационной структуры подготовки кадров, информацию, необходимую для осуществления возложенных на него функций. В компетенцию совета входит привлечение образовательных организаций, органов местного самоуправления федерального и двойного подчинения, общественных организаций к анализу проблем и выработке предложений по вопросам развития профессионального образования. Совет организует изучение потребностей работодателей в рабочих кадрах и специалистах, выявляет дефицитные специальности, дает оценку требований, предъявляемых работодателями к нанимаемому персоналу, формирует рекомендации и предложения по содержанию профессионального образования, возможной корректировке учебных планов и программ, введению дополнительных блоков или учебных курсов, новых направлений подготовки по профессиям и специальностям профессионального образования. Основными формами деятельности совета являются заседания, совещания, а также организация деятельности созданных советом постоянных и временных рабочих групп по различным направлениям развития профессионального образования на основе взаимодействия учебных заведений, властных структур, объединений работодателей и предпринимателей. К работе в совете подключаются и представители профсоюзов.
По примеру Новгородской области и в других регионах (Санкт-Петербург, Ленинградская, Псковская и другие области) создаются консультативные советы по развитию профессионального образования на уровне городов и районов, в состав которых также входят руководители образовательных организаций, городских и районных органов управления образованием, органов местного самоуправления, предприятий и организаций работодателей, предпринимателей. Кроме того, в Новгородской области модель дополнена за счет того, что созданы и активно действуют областные отраслевые консультативные советы по профессиональному образованию в агропромышленном комплексе, торговле, общественном питании, строительстве, легкой промышленности. Для анализа рынка труда консультативные советы по профессиональному образованию при администрации городов и районов Новгородской области привлекают центры статистики, экономические комитеты, отделы службы занятости, органы управления образованием, объединения работодателей, предпринимателей. На основе анализа рынка труда, с учетом социальных факторов консультативные советы формируют заказ учреждениям профессионального образования на подготовку рабочих кадров и специалистов для муниципалитета и направляют его для обобщения и утверждения. Заканчивается эта работа в мае месяце каждого года формированием целевой контрактной программы подготовки специалистов в учреждениях высшего, среднего и начального профессионального образования. Это позволяет более рационально сформировать профессионально-квалификационную структуру специальностей в учреждениях профессионального образования всех уровней и, соответственно, более целесообразно использовать выделяемые из бюджета средства. В соответствии с новыми отношениями сферы образования и рынка труда в Новгородской области ведется работа по развитию маркетинга образовательных услуг, системы взаимоотношений с работодателями.
Социальное партнерство на локальном уровне, в системе взаимодействия работодателей с образовательными организациями различного типа довольно успешно воплощается в деятельности попечительских советов, создаваемых в соответствии с Указом Президента РФ «О дополнительных мерах по поддержке общеобразовательных учреждений в Российской Федерации», принятом в августе 1999 г. Попечительские советы действуют в общеобразовательных школах, профессиональных училищах, лицеях, колледжах, техникумах и вузах. В их состав входят представители объединений работодателей, предпринимателей, профсоюзов, других общественных организаций и движений, родительской общественности, органов управления образованием и властных структур.
Совершенствованию системы социального партнерства сферы образования и труда во многих случаях содействуют коллективные договоры, заключаемые на предприятиях, в организациях, и отраслевые соглашения.
В качестве примера можно привести коллективный договор Таганрогского металлургического завода, в котором был выделен специальный раздел «Профессиональная подготовка, переподготовка, обучение и организация труда молодежи». Кроме того, данное акционерное общество заключает договоры о взаимных обязательствах базовых цехов с подшефными школами, металлургическим лицеем, профессиональным училищем, металлургическим колледжем. Объединение обеспечивает работу школьного завода «Смена», выделяя для него необходимые средства и ресурсы. В данном договоре сформулированы условия для профессионального роста, льготы работникам, обучающимся в общеобразовательных школах, на курсах профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации; определены обязанности администрации и профсоюзного комитета по трудоустройству молодых специалистов, выпускников вузов и прибывших на завод по заключенным договорам с Таганрогским металлургическим колледжем, металлургическим лицеем, профессиональным училищем.
В Республике Чувашия сложились партнерские отношения между Чебоксарским профессиональным лицеем и предприятием OOO «Элара» ИНПРО-2. В соответствии с заключенным между ними долгосрочным договором предприятие частично компенсирует лицею стоимость подготовки рабочих кадров — станочников. Кроме того, предприятие оплачивает стажировку преподавателей и мастеров производственного обучения, осуществляет ежемесячную доплату к стипендии каждого обучающегося, а также представляет бесплатное питание, инструмент, оборудование, спецодежду, выплачивает заработную плату в ходе производственной практики.
Аналогичную помощь оказывают профессиональным училищам и лицеям г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края Амурский судостроительный и авиационный заводы при координирующей роли мэрии города.
Богатый опыт привлечения социальных партнеров к территориально ориентированной профессиональной ориентации молодежи накоплен в г. Норильске Красноярского края. Приоритетным направлением кадровой политики Группы компаний «Норильский никель» определено обеспечение перспективной потребности в квалифицированных кадрах через привлечение, целевой отбор, обучение и развитие молодых квалифицированных специалистов и рабочих. Работа с молодежью начинается со школьной скамьи. Для этого на базе общеобразовательных организаций, расположенных в крае, созданы специализированные горно-металлургические классы. Набор школьников в «НорНикель-классы» начинается после завершения 9 класса и проводится на конкурсной основе; само же обучение осуществляется в течение 2 лет (10–11 классы). В процессе обучения, помимо общеобразовательных предметов, со школьниками проводятся профориентационные мероприятия, экскурсии в подразделения компании. Они направлены на знакомство со структурой и особенностями производственного процесса, а также укрепления мотивации молодых людей к поступлению на горно-металлургические специальности и в дальнейшем к трудоустройству в Группе компаний «Норильский никель». После окончания школы выпускники переходят на целевую подготовку в профильные вузы, с которыми у компании есть соответствующие соглашения о сотрудничестве.
Помимо этого реализуется еще Программа «Профессиональный старт», направленная на студентов 3–5 курсов, которым предлагается пройти производственную практику в условиях реального производства, а после успешного окончания учебного заведения трудоустроиться в подразделения «Норильского никеля». В зависимости от профессии или должности, на которую принимается участник программы, ему устанавливается соответствующий размер часовой тарифной ставки или должностного оклада, а студентам иногородних вузов возмещается стоимость проезда к месту прохождения практики и обратно, оплачивается проживание в общежитии. Для наилучшей профессиональной и социальной адаптации, а также выявления и закрепления наиболее талантливой молодежи участники программы задействованы в различных мероприятиях, в ходе которых у них есть возможность не только познакомиться с историей, традициями компании и города, но и раскрыть свой творческий потенциал. Одним из таких мероприятий является деловая игра «Норильская летняя академия», в рамках которой студенты вместе с активистами движения молодых специалистов разрабатывают и реализовывают социально-значимые проекты.
Также результативной оказалась программа «Стажер», в ходе которой выпускники вузов без определенного опыта работы в возрасте стажируются на производстве под руководством опытного наставника, а после успешно пройденной аттестации получают возможность трудоустройства на предприятиях компании на конкурсной основе (на время стажировки заключается срочный трудовой договор).
В свою очередь, программа «Рабочая смена» затрагивает молодых рабочих в возрасте до 30 лет, которые прошли конкурсный отбор и профессиональную подготовку на учебных местах в условиях, максимально приближенных к реальному производству.
С участниками программ работают наставники из числа квалифицированных, опытных представителей компании. Для оказания организационного и методического содействия работе наставников, создания условий для эффективного взаимодействия наставников и передачи ими профессиональных знаний и производственных навыков молодежи в Компании создано движение наставничества – «Академия наставников». Они обеспечивают прохождение студентами и учащимися практики в условиях реального производства с предоставлением рабочего места (по трудовым договорам) или без предоставления рабочего места (по ученическим договорам), а также практику для сбора информации для написания дипломной или курсовой работы (без предоставления рабочего места). При подготовке молодых рабочих совместно с образовательными организациями разработаны программы целевой подготовки с обучением смежным востребованным профессиям и дополнительной целевой практикой в подразделениях компании. На сегодняшний день по заказу «Норильского никеля» подобное обучение ведется в Сибирском федеральном университете, Санкт-Петербургском государственном горном институте им. Г.В. Плеханова и в Московском институте стали и сплавов.
Интересна также система взаимодействия построенная через образовательный аутсорсинг межшкольного учебного комбината г. Белгорода. В частности, ЗАО «Завод Энергомаш» обеспечил обучение старшеклассников рабочей профессии слесаря-инструментальщика с навыками электросварочных работ, предоставив учебные рабочие места, необходимое оборудование, рабочую одежду для обучающихся, мастеров производственного обучения. В течение двух лет занятия со старшеклассниками по теоретическому освоению профессии проводит учитель межшкольного учебного комбината, практические занятия проводит мастер производственного обучения, делегированный заводом для обучения школьников навыкам рабочей профессии непосредственно в условиях производства. Как результат взаимовыгодного сотрудничества образовательного учреждения и производственного предприятия, значительная часть учащихся, прошедших подобную подготовку (64%), пожелали в будущем связать свою профессиональную карьеру с освоенной на заводе профессией.
Интересная практика взаимодействия образовательных организаций и учреждений государственного и негосударственного секторов при решении социально-экономических задач образования, на основе социального партнерства реализуется в Курском государственном политехническом колледже. Она получила название: «Модель создания кластерной системы в образовании по подготовке рабочих кадров и специалистов для отраслей производства». Этот опыт рассматривается как создание паритетного партнерства между государственными и частными предприятиями, организациями и общеобразовательными организациями, профессиональными образовательными организациями, образовательными организациями высшего образования. Одна из задач – профессиональная ориентация и подготовка конкурентоспособного выпускника, востребованного на рынке труда. Другая – создание учебного заведения привлекательного для работодателей и инвесторов. С этой целью внедряется обучение, основанное на компетентностном подходе.
Инновацией стало то, что колледж имеет заказы от различных социально-экономических структур области, что дает возможность получить не только дополнительные денежные средства, но и обеспечить профессиональную ориентацию будущих выпускников школ. Для привлечения специалистов была разработана целевая программа с филиалом концерна Росэнергоатом «Курская атомная станция», с противопожарной службой области, управлением сбербанка России по Курской области.
Новым витком в развитии партнерских отношений стало открытие оздоровительного лагеря, где заказчиком выступил Комитет по делам молодежи и туризму по Курской области. Все это дало положительные результаты в профориентационной работе. Несмотря на то, что выпуск школьников в области упал на 30%, в колледже был конкурс, на отдельные специальности до 3 человек на место.
Важным направлением в организации профориентационно значимого сотрудничества является формирование устойчивых связей с родителями обучающихся, примеры такого взаимодействия можно найти в Республике Саха (Якутия). В образовательных организациях ежегодно проводятся олимпиады, праздники, фестивали, предметные недели и декады, дни науки или искусства, выставки творчества и другие мероприятия, имеющие профориентационное значение. Родители могут принимать участие в этих мероприятиях как разработчики творческой идеи, проекта или как консультанты при их подготовке. Определяемые им роли не ограничены: активные члены написания сценариев, планирования хода творческих дел; художественные оформители и техники-специалисты по изготовлению и наладке необходимой материальной части. Участие родителей в профориентационно значимых мероприятиях может быть связано с обеспечением содержательной или технической стороны культурных, творческих, спортивных и других проектов, организуемых школой или колледжем, помощью в подготовке и проведении профессиональных проб, профориентационных экскурсий и социальных практик. Существует несколько способов привлечения родителей к социальному взаимодействию с образовательными организациями, повышения их активности и заинтересованности в решении вопросов профессионального самоопределения молодежи: поощрение инициативы родителей (например, ГОУ СПО «Якутский сельскохозяйственный техникум» практикует вручение благодарственных писем родителям студентов, имеющих успехи в учебе во время проведения Дней техникума в улусах); максимальное использование профессионального потенциала родителей в повышении мотивации детей (с помощью организации встреч с родителями, носителями профессионального опыта и т. п.); регулярное информирование о профориентационно значимых и иных мероприятиях и проектах. Так в Северо-Восточном федеральном университете создана региональная общественная организация «Федерация родителей учащихся и студентов, обучающихся в учебных заведениях Северо-Восточного университетского образовательного округа», основными направлениями деятельности которой являются: информирование региональной общественности о текущей деятельности и перспективах развития университета; проведение широкомасштабной профориентационной работы по привлечению лучших выпускников общеобразовательных учреждений региона в СВФУ; организация мероприятий по оказанию консультационной помощи родителям по вопросам воспитания и обучения детей.
Весьма интересным представляется опыт проектирования Московской городской системы профессиональной ориентации, которая началась на основании решений коллегии Департамента образования от 14 мая 2009 г. «О профессиональной ориентации учащейся молодежи на получение востребованных на рынке труда профессий».
В материалах этой Коллегии отмечалось, что «профориентационная работа в образовательных учреждениях в целом ведется фрагментарно и, в основном, по системе, которая была актуальной в прошлом веке, не учитывающей поставленные задачи в современных социально-экономических условиях». При этом далеко не в полной мере использовался тот позитивный опыт, который был наработан при реализации государственных инициатив по профилизации старшей школы. В столичном регионе был создан межведомственный Координационный совет, под руководством которого в Москве решались актуальные задачи по созданию единой городской системы профориентации, поиску, апробации и внедрению новых подходов к содержанию и формам организации непрерывной профориентационной работы в столичной системе образования, организации подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов по направлению «Профориентация», утверждению ежегодного городского плана мероприятий по профессиональной ориентации. Разработка новых подходов к содержанию и формам организации профориентационной работы была организована на базе 12-ти городских экспериментальных площадок.
В столице был создан Городской центр профориентации, функционирующий на базе Информационно-аналитического центра Департамента образования города Москвы, который выполнял функции координации профориентационной деятельности участников системы профессиональной ориентации города Москвы, интеграции их в единую систему профориентации в столичном регионе, активно создавал и внедрял новые информационные технологии в профориентационную деятельность, осуществлял информационную и программно-технологическую поддержку функционирующих и готовящихся к открытию окружных центров профориентации. Городским центром профориентации была разработана комплексная система поддержки личностного и профессионального самоопределения, открыт портал Городского центра профориентации. Информационные киоски предоставляли информацию о московских колледжах и вузах. Эта система давала возможность школьникам и их родителям выбрать образовательную организацию, получить о ней необходимые данные.
Прецеденты социального партнерства при реализации профорентационных инициатив в г. Москве были наиболее ярко выражены в Юго-западном административном округе, когда при участии профсоюзных организаций был получен интересный опыт организации экскурсий школьников в метродепо «Калужское», технические подразделения аэропорта «Внуково», на хлебобулочный комбинат «Черемушки» и другие предприятия.
Демонстрация отечественного опыта социального партнерства призвана помочь в формировании и распространении оригинальных прецедентов сотрудничества в профессиональной ориентации, поддержки профессионального образования.
Литература:
1. Алашеев С.Ю., Кутейницына Т.Г., Посталюк Н.Ю. Обзор мировых практик организации взаимодействия рынка труда и системы профессионального образования.
2. Гринько В.С. Становление социального партнерства в системе начального профессионального образования в РФ: опыт, проблемы // Социальное партнерство в образовательной сфере России: теория и практика.М.,1999. С.37-44.
3. Кормакова В.Н. Образовательный аутсорсинг в системе управления процессом самоопределения старшеклассников в сфере рабочих профессий // / Вестник Адыгейского Государственного Университета. 2010. №1. С. 78-83.
4. Котенков А.В. Социальное партнерство в сфере профессионального образования: зарубежный и российский опыт Проблемы современной экономики, 2008. № 4 (28).
5. Никитин М.В. Модернизация управления развитием образовательных организаций: монография. — М., 2001.
6. Об обеспечении социального партнерства системы среднего профессионального образования: письмо Минобразования Российской Федерации от 21.11.03 №19-52-1130/19-28 (с приложением) // ОвД. 2004. №7. С.88-93.
7. Олейникова О.Н. Социальное партнерство в сфере профессионального образования. М.: Центр изучения проблем профессионального образования, 2001. 85с.
8. Панина С.В. Социальное партнерство родителей и школы в профессиональной ориентации учащихся // Социосфера. 2012. № 4.
9. Пискунова Е.В., Кондракова И.Э., Соловейкина М.П. и др. Технологии социального партнерства в сфере образования: Учебно-методический комплекс. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008.
10. Реморенко И.М. «Социальное партнерство» в образовании: понятие и деятельность // Новый город: образование для изменения качества жизни. М.; СПб.: Югорск,2003.
11. Рыбина А.А. Социальное партнерство субъектов образовательного пространства с представителями различных сфер экономики и общественной жизни как важнейшее условие подготовки учащейся молодежи к социально-профессиональному самоопределению // Спрос и предложение на рынке труда и рынке образовательных услуг в регионах России. Сборник докладов по материалам Всероссийской научно-практической интернет-конференции с международным участием. Петрозаводск, 2004. Ч. 2.
12. Смирнов И.П. Формирование механизма социального партнерства// Профессиональное образование. 2003. №2. С.30-31.
13. Социальное партнерство в образовании взрослых, профессиональной подготовке и переподготовке населения : материалы Рос. науч.-практ. конф., 26-27 февр. 2002 г. / под ред. В.И. Подобеда и др. СПб.: ИОВ РАО, 2002. - 127 с.
14. Социальное партнерство в сфере труда// Трудовой кодекс Российской Федерации.- Ч.2. - Разд.II.- Гл.3.: Общие понятия.- М.:ООО «ВИТРЭМ»,2002.С.16-17.
15. Стратегическое партнерство: нормативно-методические документы партнерских отношений «вуз-предприятие» /Министерство образования Российской Федерации. СПб.: ЛЭТИ,2002.-51с.
16. Трудоустройство молодых специалистов: опыт, проблемы, перспективы: Сборник трудов Международной научно-практической видеоконференции. – Уфа: БИСТ, 2011. – 156с.
17. Тюкалова Н.В. Социальное партнерство в образовательной практике как фактор повышения качества начального профессионального образования. Автореферат на соис. уч. степ. канд. пед. наук. Ижевск, 2010.