Социальное партнёрство – важнейший фактор подготовки учащейся молодёжи к выбору профессиональной сферы и успешной адаптации в ней
В педагогической же литературе существуют два взгляда на понятие «социальное партнерство». Одни исследователи рассматривают его достаточно узко в согласии с Трудовым кодексом – как способ взаимодействия государства и общественных организаций. Другие же трактуют его расширительно, представляя как сложный, многоплановый общественный процесс.
Социальное партнерство – тип взаимодействия субъектов, объединенных общими усилиями, способами решения актуальных проблем совместной жизни, нацеленный на максимальное согласование и реализацию интересов всех участников этого процесса. Партнерство обеспечивает преодоление имеющихся у субъектов различий в представлении о методах решения общих проблем, гармонизацию общественных отношений, предотвращение конфликтов, согласование и повышение результативности действий (Груздова Е.В).
Социальное партнерство – особый тип совместной деятельности между субъектами образовательного процесса, характеризующийся доверием, общими целями и ценностями, добровольностью и долговременностью отношений, а также признанием взаимной ответственности сторон за результат их сотрудничества и развития.
По мнению Реморенко И.М., социальное партнерство по отношению к образованию следует понимать как:
- партнерство внутри системы образования между социальными группами данной профессиональной общности;
- партнерство, в которое вступают работники системы образования, контактируя с представителями иных сфер общественного воспроизводства;
- партнерство, которое инициирует система образования как особая сфера социальной жизни, делающая вклад в становление гражданского общества.
Расширенная трактовка согласуется с определением, принятым Конференцией ООН по устойчивому развитию в Рио-де-Жанейро в 1993 г:
Социальное партнерство – продуктивная кооперация всех субъектов развития территории для ее устойчивого социально-экономического развития и сопутствующего повышению качества жизни населения, совершенствованию социальной и производственной инфраструктуры, системы муниципального управления и местного самоуправления и свободы личности.
Рассматривая социальное партнерство в расширенном контексте, мы получаем значимый инструмент, позволяющий проектировать, апробировать и устанавливать новую, современную систему образования, отвечающую требованиям времени.
В социальном партнерстве может быть реализовано провозглашенное в законе «Об образовании» государственно-общественное управление образованием, что позволит привлекать новые ресурсы для развития системы образования, повысить устойчивость и мобильность системы.
Главное отличие партнерских отношений от всех прочих видов взаимодействия – субъектность всех участников процесса. Партнерство потребует решения актуальных вопросов социального, ценностного, личностного самоопределения от всех участников.
Согласно Трудовому кодексу РФ, основными принципами социального партнерства являются:
- равноправие сторон;
- уважение и учет интересов сторон;
- заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;
- содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе;
- соблюдение сторонами и их представителями законов и иных нормативных правовых актов;
- полномочность представителей сторон;
- свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;
- добровольность принятия сторонами на себя обязательств;
- реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;
- обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;
- контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;
- ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений (Статья 24).
Эти же принципы могут (и должны) быть положены в основу любых других, выходящих за рамки трудовой сферы, партнерских отношений.
Действующее законодательство сегодня не препятствует возникновению партнерских объединений в системе образования, предоставляет возможность образовательным учреждениям строить свою работу таким образом, чтобы наиболее полно отвечать интересам обучающихся.
Так, действующий федеральный закон «Об образовании» дает возможность образовательным учреждениям самостоятельно определять образовательные программы (а новый ФГОС – предписывает их определять), реализовывать дополнительные программы, использовать при реализации образовательных программ возможности учреждений культуры.
«Типовое положение об общеобразовательном учреждении», утвержденное Правительством Российской Федерации, выдвигает к образовательному учреждению требования, которые могут быть удовлетворены на более высоком качественном уровне в случае, если образовательное учреждение будет работать в системе социального партнерства с другими субъектами образовательного процесса. В частности, в положении указано: общеобразовательное учреждение вправе участвовать в создании образовательных объединений в форме ассоциаций или союзов, общеобразовательное учреждение при наличии лицензии (разрешения) может по договорам с организациями проводить профессиональную подготовку обучающихся в качестве дополнительной образовательной услуги, в том числе, за плату.
Как и в трудовых отношениях, в системе образования представлены интересы трех сторон – государства, системы образования и общества. Объективно существующая заинтересованность каждой из них в результатах образования может являться основой построения партнерских отношений.
Рыночные отношения, сложившиеся в экономической системе нашей страны, естественным образом привели к некоторому снижению роли государства в формировании заказа на образование. Однако экономическая и социальная роль образования столь велики, что государственное влияние в образовании, в том числе, на социально-профессиональное самоопределение учащейся молодежи невозможно исключить.
Качественное педагогическое сопровождение социально-профессионального самоопределения обучающихся, прежде всего, будет отражаться на восполнении кадрового потенциала страны (формирование высокого квалификационно-профессионального уровня, готовности и способности к профессиональному переобучению, повышению квалификации, смене профессии или места работы, мобильности, деловых и личностных качеств).
К решению задач образования, педагогического сопровождения социально-профессионального самоопределения могут быть подключены государственные службы занятости, имеющие специалистов в области профессионального самоопределения и эффективного поведения на рынке труда, учреждения культуры, правоохранительные органы. В свою очередь, собственные задачи этих ведомств будут решены более успешно при использовании ресурса школы, колледжа и других учебных заведений для включения в свои программы.
На эффективность деятельности школы, колледжа решающее влияние оказывают родители. Механизм этого взаимодействия – семейное воспитание ребенка, формирование его нравственных и ценностных ориентаций, мотивации к освоению учебного материала, развитие социальных навыков.
Формы привлечения родителей к деятельности школы, колледжа хорошо известны - это родительские собрания, курсы для родителей, родительские комитеты, дискуссии по острым проблемам, обеспечение родителей информацией о программе обучения, успеваемости.
За счет построения отношений социального партнерства с родителями учащихся, студентов эти отношения могут быть существенны расширены.
Учащиеся и родители являются своего рода «заказчиками» образования. Создание в школе, колледже определенных механизмов, позволяющих родителям влиять на содержание образования (попечительские советы, научные советы, родительские комитеты и др.), использование родительского потенциала для повышения информированности школьников, студентов о мире труда и профессий, их индивидуальных особенностях, а также возможностях переориентации на другую сферу профессиональной деятельности, в случае необходимости, способствовали бы выполнению родительского запроса на качественное образование, социально-профессиональное самоопределение, подготовку учащихся к профессиональному обучению.
Современная школа не может в одиночку выполнить социальный заказ общества и обеспечить необходимую и своевременную подготовку старшеклассников к профессиональному выбору по ряду причин. У школьных учителей на сегодняшний день имеется недостаточный практический опыт, слабо выражены знания, мотивация, необходимые для осуществления педагогической поддержки профессионального самоопределения подростков. Кроме того, стороны, заинтересованные в осознанном выборе старшеклассниками будущей профессии (колледжи, лицеи, вузы, родители, центры занятости, работодатели и др.), также не готовы решать эту проблему в одиночку. Анализ опыта сотрудничества школ, колледжей, лицеев и вузов по профориентации учащейся молодежи показал, что их взаимодействие направлено в основном на: информирование о правилах приема; пробных и вступительных экзаменах; условиях обучения в профильных вузах; о работе подготовительных курсов; проведение дней открытых дверей; предоставление услуг профдиагностики. Указанные направления сотрудничества свидетельствуют о факте заинтересованности вуза, колледжа в наборе абитуриентов. Однако при этом явно недооцениваются интересы, склонности претендентов на профессиональное образование, а также реальные запросы рынка труда.
Только в условиях социального партнерства всех заинтересованных в профессиональном самоопределении молодежи сторон можно обеспечить успешный профессиональный выбор, или переориентацию на другую профессиональную сферу.
Сегодня, в условиях глубокой структурной перестройки, требуется новая модель функционирования учреждений: общеобразовательной организации, среднего и высшего профессионального образования, модель гармоничного баланса требований и объединения усилий субъекта образовательного процесса и потребителей его результатов. Институт социального партнерства позволяет на практике реализовать эту цель, а также наращивать качество не только человеческого, но и социального капитала.
В настоящее время осуществление педагогической поддержки профессионального самоопределения учащейся молодёжи основной и старшей школы комплексный процесс, включающий взаимосвязанную деятельность педагогического коллектива с родителями учащихся, студентов и другими социальными партнерами:
- муниципальными управлениями образования и молодежной политики;
- учреждениями дополнительного образования;
- учебными заведениями профессионального образования;
- управлениями и учреждениями социальной защиты;
- управлениями и учреждениями культуры и спорта, общественными объединениями;
- территориальными отделами и службами занятости;
- городскими и районными военкоматами, ГУВД, ОВД;
- центрами профориентации;
- СМИ.
При этом каждый обучающийся рассматривается не как объект педагогического воздействия, а как активный субъект социально-профессионального адаптивного процесса.
Основные усилия педагогов, психологов, родителей, других заинтересованных лиц направлены не на формирование заданного идеала, а на поддержку учащихся в их жизненном и профессиональном самоопределении и становлении.
Цель взаимодействия общеобразовательного учреждения, профессионального среднего и высшего с данными социальными институтами – создание образовательной среды, способствующей выявлению предпочтений, склонностей, способностей учащейся молодёжи, развитию творческого потенциала каждого обучающегося в различных сферах деятельности людей. Каждый из социальных партнеров общеобразовательного учреждения, колледжа, лицея, вуза имеет специфические задачи поддержки профессионального самоопределения школьников, которые реализуются средствами, доступными для конкретной социальной структуры. Рассмотрим основные направления деятельности педагогического коллектива и социальных партнеров школы, колледжа по формированию готовности школьников, студентов к профессиональному самоопределению.
Педагогическую поддержку профессионального самоопределения учащихся в общеобразовательных и профессиональных учебных заведениях, осуществляют классные руководители (тьюторы, кураторы), психологи, учителя-предметники, преподаватели, социальные педагоги, медицинские работники. Для согласованной работы всех субъектов данного процесса в общеобразовательном и профессиональном учебном заведении целесообразно создание специальной структуры (совета, центра) педагогической поддержки самоопределения обучающихся.
Координацию его деятельности может осуществлять заместитель директора по учебно-воспитательной работе (избранный председатель совета; назначенный директором учреждения руководитель центра). В его функции входит выработка стратегии взаимодействия субъектов, ответственных за педагогическую поддержку самоопределения обучающихся. с целью согласования их деятельности и поддержание связей общеобразовательного, профессионального учебного заведения с социальными партнерами, влияющими на самоопределение учащихся основной и старшей школы.
Функции социальных партнеров в педагогическом сопровождении самоопределения учащейся молодёжи многообразны и определяются спецификой социального института.
- Муниципальные управления образования и молодежной политики проводят региональную экспертизу соответствия нормативного и научно-методического обеспечения деятельности учреждений образования по педагогическому сопровождению самоопределения обучающихся законам и подзаконным актам федерального, регионального и местного уровней; осуществляют связи по горизонтали между общеобразовательными и профессиональными учреждениями и их социальными партнерами и по вертикали – с управлениями, ведомствами, министерствами; согласовывают работу по предпрофильной подготовке и профильному и профессиональному обучению в муниципальной сети.
- Методисты управления организуют участие учащейся молодёжи в городских, региональных предметных олимпиадах; организуют проведение городских, районных семинаров, смотров, фестивалей, конкурсов и т.д. и обеспечивают методические ресурсные возможности педагогического сопровождения самоопределения обучающихся.
- Специалисты управления также разрабатывают муниципальную программу повышения квалификации кадров для реализации целей и задач педагогической поддержки самоопределения обучающихся в муниципальном образовании.
- Учреждения дополнительного образования информируют учащихся, студентов и их родителей о возможностях развития у обучающихся способностей на занятиях в учреждениях дополнительного образования и предоставляют им возможность выявления склонностей, развития творческих способностей на занятиях в кружках, секциях, клубах, летних лагерях. Они оказывают помощь в демонстрации их достижений на смотрах, выставках, фестивалях, концертах, создают условия для выполнения профессиональных проб в различных сферах деятельности людей, что является важным этапом профессионального самоопределения. Вся работа учреждений дополнительного образования способствует приобретению профессионально важных качеств, навыков, опыта переориентации на другие профессиональные сферы.
- Учебные учреждения профессионального образования устанавливают информационные каналы с общеобразовательными учебными заведениями, сообщая школам об организации олимпиад, слетов, конференций, семинаров летних предметных школ и о путях получения профессионального образования, а также организуют вузовские предметные олимпиады для одаренных детей, устраивают для школьников дни открытых дверей. Вузы предоставляют дополнительные образовательные услуги для учащихся, избравших путь получения профессионального образования в конкретном учреждении профессионального образования. Ведущие высшие учебные заведения страны, а также за рубежом предоставляют учащимся возможность развития их творческих способностей в летних школах, образовательных предметных лагерях для одаренных детей.
- Управления и учреждения социальной защиты оказывают педагогическую поддержку в самоопределении обучающимся, особо нуждающимся в социальной защите: из неполных, социально-проблемных семей, детям с ограниченными возможностями, школьникам, проявляющим девиантное поведение, осуществляя консультации учащейся молодёжи по социальным и юридическим вопросам и тем самым, повышая их конкурентоспособность и социальную адаптацию. Они также оказывают материальную помощь, в том числе, и для обеспечения получения профессионального образования. В рамках повышения квалификации и переподготовки работников образования проводят семинары, конференции, круглые столы для социальных педагогов, психологов по проблемам организации педагогической поддержки самоопределения учащихся группы риска.
- Управления и учреждения культуры и спорта, общественные объединения организуют городские, региональные спортивные соревнования; смотры, конкурсы, фестивали, концерты, вечера и т.д., на которых обучающиеся имеют возможность продемонстрировать свои таланты, достижения в различных видах творчества, информируют учащихся, студентов и их родителей о возможностях развития своих способностей в клубах, секциях, кружках, школах организуют и курируют их работу.
- Территориальные отделы и службы занятости проводят вместе с общеобразовательными учебными заведениями массовые профориентационные мероприятия для учащихся основной и старшей школы: ярмарки учебных мест, дни профессий, дни труда, выпускают информационные бюллетени, статистические отчеты, справочные материалы о профессиональных интересах и намерениях учащихся, состоянии регионального рынка образовательных услуг и труда. Важной сферой их деятельности в каникулярное время является временное трудоустройство школьников и студентов. В рамках повышения квалификации и переподготовки работников образования организуют семинары, совещания, круглые столы по вопросам организации профессиональной ориентации и реориентации в регионе
- Городские и районные военкоматы, ГУВД, ОВД информируют о путях получения профессионального венного, юридического, образования, помогают в организации спортивных соревнований молодежи допризывного возраста, проведении учебных сборов старшеклассников, включенных в программу ОБЖ. Ведущей деятельностью вышеназванных социальных институтов является осуществление подготовки юношей к службе в вооруженных силах Российской Федерации.
- СМИ организуют циклы передач, публикаций по проблеме самоопределения и трудоустройства, отвечают на вопросы слушателей, зрителей, читателей по проблемам самоопределения, способствуют организации и проведению Интернет-конференций по профильному и профессиональному самоопределению, осуществляют информирование обучающихся и их родителей о состоянии рынка образовательных услуг и труда.
- Ресурсные центры профориентации информируют обучающихся и их родителей о потребности рынка труда региона в квалифицированных кадрах, возможностях и путях приобретения профессионального образования. Специалисты центров проводят консультации обучащихся, их родителей по проблеме профессионального самоопределения, организуют посещения учащимися дней открытых дверей учебных заведений профессионального образования, предоставляют им информацию о возможностях временного трудоустройства в каникулярное время, осуществляют психологические консультации.
Такой комплексный подход в педагогической поддержке профессионального самоопределения обучающихся создает условия для наиболее полного выявления интересов, склонностей способностей школьников, их приобщение к социально-культурным, нравственным, экологическим и профессиональным ценностям, необходимым для самореализации в трудовой сфере и личном жизненном пространстве.
Таким образом, социальное партнерство позволяет действовать эффективно и успешно, имея в виду приоритетную перспективу, общую для всех партнеров, эффективно координировать совместную деятельность с пониманием своей ответственности. Такая деятельность оказывается наиболее эффективной и экономичной для партнеров, в том числе и в системе образования.
Социальное партнерство в широком смысле – это такая совместно распределенная деятельность социальных элементов – представителей различных социальных групп, результатом которой являются позитивные эффекты, принимаемые всеми участниками этой деятельности. При этом указанная деятельность может осуществляться как перманентно, так и ситуативно, через специально планируемые в рамках социального партнерства акции.
Механизм социального партнерства в профессиональном образовании и его важнейшей составляющей профессиональной ориентации – это специфические интересы и социальные функции партнеров, обеспечивающие осуществление скоординированных действий в отношении общей цели на основе:
- определения задач, конечных результатов партнерства;
- определения ответственности и полномочий;
- взаимообеспечения законодательно закрепленных прав партнеров;
- регулярного проведения консультаций;
- мониторинга исполнения договоренностей.
Необходимость создания и развития отношений социального партнерства по педагогической поддержке профессионального самоопределения старшеклассников, учащихся колледжа и студентов вуза обусловлена процессами глобализации и интеграции России в Европейский союз, Болонским и Копенгагенским процессами, переходом к экономике, основанной на знаниях, и устойчивыми демократическими преобразованиями в нашей стране.
Все стороны – основные субъекты партнерских отношений не могут полностью реализовать свои интересы без четкого, слаженного взаимодействия друг с другом.
Социальное партнерство субъектов поддержки строится на следующих основных принципах:
- взаимное признание важности интересов сторон партнера;
- паритетность в партнерских отношениях;
- социальная справедливость при регулировании интересов и действий;
- поиск и нахождение компромисса при решении вопросов профессионального самоопределения учащейся молодёжи;
- взаимная ответственность сторон за исполнение (и неисполнение) согласованных решений по вопросам профессионального самоопределения молодёжи.
Механизмом социального партнерства является совокупность методов и инструментов, с помощью которых обеспечивается достижение партнерского взаимодействия сторон в реализации педагогической поддержки профессионального самоопределения учащихся. Используя такой подход в процессе взаимодействия, партнеры обеспечивают развитие способностей учащейся молодёжи, их готовность к самосовершенствованию, самоактуализации, социальной профессиональной мобильности.
С.Н. Чистякова, Н.Ф. Родичев