Зарубежные практики социального партнерства в области образования, профессиональной ориентации и обеспечения занятости молодежи



Зарубежные практики социального партнерства в области образования, профессиональной ориентации и обеспечения занятости молодежи В последние десятилетия во многих зарубежных странах наблюдается рост участия социальных партнеров в профессиональном образовании, а также опосредованно и в сопровождении профессионального выбора молодежи, поддержки профессиональной ориентации. Для решения проблемы привлечения молодых кадров в рамках моделей с ослабленной государственной монополией могут создаваться совместные органы, объединяющие профсоюзы и работодателей в форме «профессиональных комитетов» и «отраслевых комитетов», «комитетов по профессиональному обучению» с равным представительством обеих сторон.


В рамках государств с доминирующей государственной монополией социальный диалог осуществляется в рамках всевозможных консультативных советов или комиссий. Основной формой реализации социального партнерства в сфере профессионального обучения на уровне предприятия, являются коллективные договоры, содержащие положения об обучении на производстве, непрерывном образовании и др. Следует подчеркнуть, что возможности координации внутренних организационных процессов у социальных партнеров во многих случаях оказываются несравненно выше, чем у государства.
Для привлечения работодателей к социальному диалогу в сфере профессионального образования и обучения государство, в конечном счете, несущее за него ответственность, использует таким механизмы, как:

  • государственные субсидии работодателям, создающим дополнительные учебные места для производственного обучения и обучения на рабочем месте;
  • создание в рамках коллективных договоров учебных фондов, активы которых формируются либо из налога на фонд заработной платы, либо за счет государственных дотаций;
  • предоставление ссуд для организации курсов переобучения и переподготовки высококвалифицированных работников в целях преодоления нехватки квалифицированных кадров, необходимых для развития высокотехнологичной промышленности;
  • государственные дотации на обучение на рабочем месте;
  • налоговые льготы предприятиям и т.д.

Великобритания

В Великобритании реформы системы профессионально-технической подготовки начались в 1980-х гг. и включали направленную политику правительства, связанную с изменением законодательства, усилением связей между представителями экономики и образования при создании профессиональных стандартов, замену внутрифирменной подготовки национальными организациями во главе с работодателями, развитие системы национальных квалификаций. Однако постепенно при реализации данной программы стало понятно, что для повышения статуса профессионального образования усилий правительства недостаточно, необходимы были объединенные действия бизнеса и всего сообщества, направленные на ориентацию молодого поколения на выбор, прежде всего, рабочих профессий. С этой целью стали использоваться новые формы социального партнерства школ, колледжей и университетов.
В профессиональном образовании Англии партнерство («Vocational Partnerships») является важнейшим элементом налаживания контактов для тех, кто заинтересован в подготовке рабочих кадров, основанной на получении профессиональных компетенций, в повышении квалификации, в создании модели подготовки в сфере рабочих профессий и развитии профессиональных умений. Система работы с партнерами в Великобритании и в других европейских странах показывает, что ее создатели двигаются в направлении к международной, признанной модели получения профессиональной квалификации, отвечающей нуждам глобальной экономики. Сеть партнеров, связанных с системой профессионального образования, во многом определяет ее инфраструктуру, обеспечивая системе связь с практикой. Правительство и Департамент образования и занятости (Department for Education & Skills — DfES) обеспечивают политику развития образования, поддерживая и финансируя соответствующие секторы Советов (Sector Skills Councils — SSCs), которые обеспечивают профессиональные стандарты, их анализ и целеполагание национальной профессиональной подготовки. Советы учебных умений (Learning Skills Councils — LSC) отвечают за стратегическую интеграцию, планирование и финансирование послесреднего образования (кроме высшего). Квалификационные органы (Abs, ЕМТА, ААТ), будучи независимыми от государства, являются центрами выдачи квалификационных свидетельств. Органы инспекции (Training Inspection Bodies, Adult Learning Inspectorate — ALI) отвечают за развитие и внедрение системы инспектирования с целью повышения качества подготовки и эффективности учения. Органы, регулирующие содержание профессиональной подготовки (Qualification & Curriculum Authority — QCA, Scottish Qualification Authority — SQA), поддерживают систему аккредитации и проверки качества профессиональной подготовки. Кроме того, существуют организации, занимающиеся подготовкой персонала колледжей, разработкой и распространением учебных материалов, менеджментом в заведениях профессионального образования. Каждая из этих организаций в любой момент готова оказать поддержку учебным заведениям, работодателям или лицам, занимающимся профессиональной подготовкой учащихся частным образом.
В Великобритании действует программа «современного ученичества» (modern apprenticeships — MAs) – в высшей степени структурированные программы подготовки на рабочем месте, дополненные техническими инструкциями по развитию, распространению и совершенствованию профессиональных умений, не требующие окончания полного курса вузовского обучения. Это и система подготовки, используемая разными группами работодателей для пополнения квалифицированной рабочей силой и поддержания качества подготовки; и испытанный метод, с помощью которого добивались успеха в подготовке и переподготовке профессионалов; и система добровольной подготовки, используемая нанимателями для обучения умениям и навыкам для тех или иных профессий. К этой программе могут привлекаться молодые люди до 25 лет, желающие получить трудовую подготовку; при этом от старших студентов не предполагается требовать овладения ключевыми умениями, которые часто вызывают затруднения у младших коллег.
В контексте профориентационно значимого социального партнерства одной из государственных инициатив в Великобритании является организация курсов базовой подготовки (foundation degrees). Развитие сети таких курсов является примером растущего сотрудничества, партнерства между работодателями, региональными агентствами развития, советами по навыкам и умениям, университетами и колледжами. Курсы дают квалификацию в рамках высшего образования в течение двух лет, и приравниваются к двум третям степени бакалавра (полный диплом бакалавра можно получить, отучившись еще один год). Считается, что такие курсы могут привлечь ту часть молодежи, которая считает, что полный университетский курс они не осилят. Формы обучения на курсах могут быть разными, в зависимости от подхода работодателей, также данные программы могут быть платными или бесплатными, действующими в рамках государственной системы образования. Важно отметить, что мнение будущего работодателя учитывается при создании структуры курсов, в надежде, что работодатель сможет оценить ценность получаемой учащимися квалификации.
Профориентационно значимое партнерство в Великобритании прослеживается и в процессе поисков более реалистичной системы оценки достижений учащихся. В них участвуют Ассоциация попечителей (Association of Learning Providers — ALP), Инспекция обучения взрослых (Adult Learning Inspectorate — ALi), Департамент образования и умений (DfES), Совет по умениям и навыкам (Learning and Skills Council — LSC).

Франция

Во Франции опыт организации профориентационно значимых партнерств также обнаруживается в ходе реализации «программ современного ученичества» (modem apprenticeship), к которым имеют доступ молодые люди в возрасте от 16 до 26 лет (также к ней могут быть допущены подростки до 16 лет, если они окончили низшую ступень средней школы или проучились три года в колледже, и лица с ограниченными возможностями здоровья старше 26 лет). Для реализации программы заключается контракт между работодателем и обучаемым, предусмотренный в трудовом законодательстве страны. Длительность контракта зависит от длительности периода обучения и обычно составляет 1-3 года, в зависимости от уровня получаемой квалификации.
Обучающийся получает практические и теоретические умения, дополняющие практическую подготовку, проводимую на предприятии. Две трети учебного плана отданы общим предметам (язык, математика, введение в экономику и менеджмент, законодательство), урокам техники (технология, черчение и пр.); треть приходится на практические занятия на предприятии. Обычно одна неделя обучения в классе сопровождается двумя неделями практики. Работодатель обязан направить поступившую на работу молодежь в Центр ученичества (CFA), обеспечивающего соответствующую подготовку в рамках заключаемого контракта. Данные центры представляют образовательные организации, возникшие благодаря соглашению либо между государством (для национальных центров), либо между региональным Советом и управляющим органом Центра, к которым можно отнести органы местной власти, профсоюз, Торговую палату, предприятие, общественное или частное учебное заведение, а также отдельное лицо. Во Франции насчитывается 12 национальных Центров подготовки, управляющих 70 учебными образованиями, находящимися под контролем Министерства образования и Министерства сельского хозяйства (из почти 800 региональных центров 200 относятся к сельскому хозяйству). Центры получают методическую помощь со стороны Министерства образования, а также техническую и финансовую поддержку от государства или от региона (согласно заключенному соглашению). Более трех четвертей обучающихся получает подготовку в частных Центрах, принадлежащих Промышленной или Торговой палате (4 из 10 обучающихся). Общественные и частные школы, как и Центры, также могут давать профессиональную подготовку, которая организуется следующим образом: школа или центр подготовки подписывают контракт об организации единицы подготовки; те же организации образуют секцию ученичества и подписывают контракт непосредственно с Региональным Советом.

Нидерланды

В Нидерландах правительство отвечает за организацию среднего профессионального образования и обучения и его финансирование, за исключением обучения, предоставляемого компаниями («обучение на рабочем месте»). Однако закон также предусматривает создание таких социальных структур, как национальные организации профессионального образования и обучения и региональные центры по профессиональному образованию и обучению, которые наделяются правом организации и осуществления профессионального образования и обучения. То есть, государство делегирует полномочия в этой области независимым структурам. Поэтому в Нидерландах созданы 22 «национальные организации» (National Bodies) профессионального образования и обучения, которые представляют интересы государства, работников и работодателей и осуществляют взаимодействие между рынком труда и профессиональным образованием и обучением. Юридически эти организации имеют статус частных структур и действуют в рамках частного права (как фонды или ассоциации), выполняя по поручению государства задачи, определенные законодательством. При этом, наряду с государственными задачами, они имеют право осуществлять коммерческую деятельность (например, обучение занятого населения по контрактам с компаниями или региональными службами занятости). Кроме того они могут разрабатывать учебные материалы и заниматься издательской деятельностью. Эти организации формируются из представителей промышленности и бизнеса, Конфедерации профсоюзов Нидерландов и системы образования.
«Национальные организации» обеспечивают качество квалификационной структуры, осуществляя постоянное взаимодействие и консультирование компаний, непосредственно предоставляющих обучение; специалистов из сферы промышленности и торговли и инновационных центров по отраслям. Социальные партнеры осуществляют поиск компаний, которые могут предоставить «ученические места» и соответствующие условия для производственной практики. Компании заинтересованы в предоставлении ученических мест по двум причинам: во-первых, они могут выбрать нужных для себя специалистов из «учеников», а во-вторых, «ученики», проходя производственное обучение, работают на компанию. «Ученические» места оплачиваются работодателями. Между работодателем и студентом заключается контракт, по которому студент становится сотрудником компании на период обучения и получает минимальную зарплату. Помимо этого работодатели также оплачивают инструкторов производственного обучения и стоимость учебных материалов, за это они получают определенные налоговые льготы. Предоставляя «ученические» места, компании несут достаточно большие расходы, которые зачастую являются непосильными для отдельно взятой компании. Поэтому нередко предприятия в рамках отрасли объединяются и заключают соглашение по совместному предоставлению «ученических» мест. В отдельных случаях они также могут организовывать центры производственного обучения.

Германия

В Германии профориентационно значимое социальное партнерство является одним из важнейших элементов дуальной системы профессионального образования. В стране за развитие профессионального обучения отвечает целый ряд институтов: корпоративные государственные структуры, занимающиеся обучением на предприятиях, земельные комитеты по профессиональному обучению, земельные министерства труда, финансов и культуры, федеральный институт профессионального обучения, федеральная служба по вопросам труда. При этом основная ответственность за образовательно-кадровую политику лежит на землях. Социальные партнеры активно участвуют в разработке квалификаций дуального образования. Значительная часть средств работодателей расходуется на выплаты пособий обучающимся, содержание помещений, зарплаты педагогов и инструкторов.
Право проводить аттестацию закреплено за региональными центрами профессионального образования и обучения, при этом содержание и процедура аттестации определяется Министерством образования. При этом для 51% квалификаций предусмотрены внешние процедуры аттестации.
Согласно действующему законодательству, существуют два пути получения к достижению профессиональной квалификации. Первый предполагает, что более 60% обучения проходит на производстве, второй – что значительно меньше, вплоть до 20%. Учитывается, таким образом, что кто-то лучше учится «за партой», а кто-то на рабочем месте.
Социальные партнеры осуществляют поиск компаний, которые могут предоставить «ученические места» в случае реализации первого пути, при этом они оплачиваются работодателем: ведь ученики работают на компанию и позволяют формировать ее кадровый потенциал. При этом контракт заключается между работодателем и непосредственно учеником. В случае реализации второго пути контракт заключается между образовательной организацией и работодателем.
Часто расходы работодателей на «ученичество молодежи» столь высоки, что непосильны для конкретного работодателя. Для решения данной проблемы, также как в Нидерландах, создаются либо производственные ресурсные центры обучения, либо целевые объединения компаний для реализации обучающих программ.

Финляндия

Успешные практики социального партнерства внедрены и в Финляндии. Там сформированы две модели системного взаимодействия образовательных организаций, предприятий и других субъектов: стратегическое и оперативное социальное партнерство. Первая модель направлена на создание узла контакта в рамках региональной и местной сети, сбор информации о развитии сферы труда и обоснование видения перспектив развития, формирование связей с промышленностью, группами работодателей, предпринимателями. Реализация данного типа социального партнерства подразумевает создание совместных институтов в лице советов и консультативных органов, как формальных, так и неформальных.
Сотрудничество в рамках оперативной модели направлено на определение необходимых умений на рынке труда, предоставление рабочих мест для обучения молодежи на рабочих местах (в дальнейшем также обеспечение занятости и трудоустройство), организацию стажировок студентов и преподавателей на предприятиях, подготовка и осуществление совместных проектов, направленных на региональное развитие, привлечение инвестиций и обеспечение профессиональных образовательных организаций необходимым оборудование и материалами. Социальное партнерство этого вида основано на соглашениях, заключенных между образовательными организациями и предприятиями.
В Финляндии также внедрены и разнообразные программы наставничества, которые рассматриваются как подготовительное обучение учащихся для улучшения их учебных навыков и получения начального профессионального образования. Среди них можно назвать «Амматтистартти — профессиональный старт», направленную на обеспечение дополнительной готовности молодых людей для поступления в учреждения начального профессионального образования и ознакомление через практику с разными учебными дисциплинами, направлениями, профессиями и трудовой жизнью.

Социальное партнерство в других государствах


В Венгрии с 1995 г. существует Национальный совет по профессиональному обучению, который занимается подготовкой соответствующих предложений. В состав Совета входят представители пяти групп, обеспечивающие интересы правительства, работодателей, наемных работников, местного самоуправления и экономических палат. Помимо этого существует Национальный совет по обучению, который с 1995 г. действует как трехсторонний примирительный комитет в рамках Совета по примирению интересов и занимается обсуждением стратегических вопросов, связанных с обучением.
В Чешской Республике в рамках соглашения между правительством и социальными партнерами в 1990 г. был создан Национальный совет по социальному диалогу. Он занимается вопросами коллективных договоров, выступает с различными инициативами. Совет включает представителей профсоюзов, работодателей и правительства и работает над развитием социального диалога на национальном уровне, а также поиском консенсуса по основным вопросам экономического и социального развития. Однако в этой стране участие социальных партнеров в профессиональном обучении до сих пор законодательно не закреплено.
Основанные на партнерских отношениях профориентационно значимые инициативы зарубежного профессионального образования, таким образом, либо являются неотъемлемой частью уже сложившейся практики профессионального образования, согласованного с образовательно-кадровой политикой страны или региона (в нашей стране наблюдается дефицит таких практик), либо выступают более изолированно, отвечая целям и ценностям профориентационной составляющей общего образования.
Подводя итоги, можно констатировать, что ключевая роль в организации, развитии и поддержании социального партнерства в образовании и профориентационной работе с молодежью принадлежит работодателям и их организация, основными целями которых являются: лоббирование собственных интересов, участие в разработке квалификационных требований и профессиональных стандартов, участие в формирование государственной политики в области профессионального образования и разработке образовательных и образовательно-профессиональных программ, формирование кадрового резерва за счет обеспечения подготовки молодых людей по программам начального образования, современного ученичества, курсов и стажировок, внедрения различных форм наставничества.
Значительная часть опыта организации профориентационно значимых социальных партнерств в нашей стране в качестве «лучших практик» может быть заимствована из зарубежного опыта, а частично такие практики уже существуют, либо сохранившись в регионах и на территориях с доперестроечных времен, либо возникнув на волне возрождения интереса к участию работодателей в профессиональной ориентации учащейся молодежи.


Литература:
1. Алашеев С.Ю., Кутейницына Т.Г., Посталюк Н.Ю. Обзор мировых практик организации взаимодействия рынка труда и системы профессионального образования.
2. Газетов В.И., Хоменко В.И. Эволюция и реализация социальной политики Европейского союза. Пространство и время. 2012. №2.
3. Кормакова В.Н. Особенности управления подготовкой рабочих кадров за рубежом // Научные ведомости БелГУ, Серия: Гуманитарные науки, 2010. №5.
4. Котенков А.В. Социальное партнерство в сфере профессионального образования: зарубежный и российский опыт Проблемы современной экономики, 2008. № 4 (28).
5. Лощилова М. А. Профессиональное самоопределение школьников в условиях профильной школы (на примере Великобритании) // Среднее профессиональное образование. № 7.
6. Лощилова М.А. Особенности сетевого взаимодействия образовательных учреждений в системе профильного обучения в Великобритании // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2012. №4 (8). С. 17-20.
7. Олейникова О.Н. Социальное партнерство в профессиональном образовании. М., 2005.
8. Олейникова О.Н. Социальное партнерство в сфере профессионального образования Финляндии // Среднее профессиональное образование. 2004. №12.
9. Олейникова О.Н. Новые модели социального партнерства в сфере профессионального образования (Великобритания) // Среднее профессиональное образование. 2005. №11. С. 50-52.
10. Олейникова О.Н., Муравьева А.А. Социальное партнерство в сфере профессионального образования в странах Европейского Союза // Высшее образование в России. 2006. №6.

3.151722087936