Библиотекарь
Библиотекарь
Специальность:
● СПО «Библиотековедение» (071901);
● ВПО «Библиотечно-информационная деятельность» (071900; уровень подготовки – бакалавр, магистр).
Наука, Образование
Тип профессии по предмету труда: работа библиотекаря связана с книгами, текстами, что позволяет отнести профессию по предмету труда к типу «Человек – Знаковая система».
Тип профессии по признаку цели: преобразующий.
Тип профессии по средствам труда: ручной.
Тип профессии по условиям труда: работа в «комнатных» условиях.
Класс профессии: исполнительский (по характеру труда профессия библиотекаря предполагает реализацию однотипных процедур, выполнение стандартных задач по заданному образцу, с четким соблюдением установленных правил, нормативов, инструкций).
Библиотекарь — специалист по обработке информации в библиотечной и информационной сферах.
Основная деятельность библиотекаря связана с оказанием информационных услуг населению (подбор литературы, консультирование, составление каталогов), учетом и систематизацией хранящихся в библиотеке изданий, проведением работ по сохранности имеющегося библиотечного фонда.
К основным обязанностям библиотекаря относятся:
- комплектование, обслуживание, организация учета и хранения печатных материалов, научно-технической информации на различных носителях, управленческой документации;
- работа по организации справочно-библиографического аппарата библиотек в традиционном и автоматизированном режиме;
- проведение научных исследований, чтение лекций, участие в научно-практических семинарах и конференциях;
- разработка методических пособий в области библиографии, информатики делопроизводства, проведение работ по унификации документов, разработке стандартов;
- обслуживание пользователей библиотечных и других информационных фондов, подготовка для них обзоров, справок, документов, консультирование по вопросам наличия и поступлений интересующей их информации, правил пользования фондами.
Библиотекарь должен обладать такими личностными качествами, как хорошая память и внимание, навыки скорочтения, аккуратность, ответственность, сосредоточенность, терпение, усидчивость.
К профессионально важным качествам библиотекаря относятся:
- интерес к чтению;
- широкая эрудиция;
- доброжелательность;
- общительность;
- хорошая долговременная и оперативная память, развитое внимание к деталям, цифрам, символам, знакам и пр.
К медицинским противопоказаниям, препятствующим работе библиотекарем, относятся:
- судороги, потеря сознания;
- некорректируемое снижение остроты зрения;
- нарушение цветоразличения, бинокулярного зрения;
- расстройства слуха;
- вестибулярные расстройства, нарушение чувства равновесия;
- расстройства координации движений.
Библиотекарь должен хорошо знать: тенденции развития мировой и отечественной культуры; творчество выдающихся писателей; основные произведения отечественной, зарубежной литературы и литературы для детей и юношества; историю системы документальных коммуникаций, специальную терминологию, историю книг и книжного дела; теоретические основы библиотековедения; типологию читателей, особенности их чтения; основы организации библиотечного обслуживания; состав и структуру библиотечных фондов; виды и формы каталогов; систему каталогов и картотек централизованной библиотечной системы; основы теории и истории библиографии как области документально-информационной деятельности; состав, функции и возможности использования информационных и телекоммуникационных технологий; нормы библиотечной этики.
Библиотекарь должен уметь:
- осуществлять профессионально-практическую библиотечно-библиографическую деятельность;
- комплектовать, обрабатывать и хранить библиотечные фонды;
- осуществлять библиотечное и справочно-библиографическое обслуживание в библиотеке;
- использовать программное обеспечение в профессиональной деятельности, средства механизации, автоматизации и компьютеризации отдельных участков и процессов библиотечно-библиографической деятельности, применять компьютерную технику и телекоммуникационные средства в процессе библиотечно-библиографической работы.
Библиотекари могут работать в государственных библиотеках, библиотеках высших и средних учебных заведений, библиотеках школ, медиа-центрах. На многих предприятиях существуют собственные библиотеки, для работы в которых также требуются высококвалифицированные специалисты.
Библиотекари могут работать самостоятельно (заведующий небольшой библиотекой предприятия, учреждения или школы) и в коллективе, состоящем из нескольких специалистов.
Библиотекари проводят весь день в помещении: специальные кабинеты, хранилища, отделы выдачи литературы.
Рабочая поза – преимущественно сидя; если специалист осуществляет подбор и выдачу литературы – стоя.
В работе библиотекарь использует ручные средства труда (ручка, карандаш) и современные технические средства (сшиватели, штемпельное оборудование, множительную и другую оргтехнику), персональный компьютер с возможностью выхода в Интернет.
Рабочее место должно быть хорошо освещено; должна быть обеспечена возможность регулярного проветривания и обеспыливания.
Условия труда на рабочих местах специалистов с ограниченными возможностями здоровья должны соответствовать индивидуальной программе реабилитации инвалида, разрабатываемой бюро медико-социальной экспертизы (при наличии инвалидности). Конструкция всех элементов производственного оборудования и организация рабочего места должны соответствовать антропометрическим, физиологическим и психологическим особенностям и ограниченным возможностям работающих инвалидов.
Специальная одежда библиотекаря: халат, защищающий одежду от пыли, нарукавники и пр.
Библиотекари постоянно общаются с большим количеством людей, а значит, существует опасность заражения заболеваниями, передающимися воздушно-капельным путем.
Библиотекари работают с бумагами, которые долго хранились и поэтому могут вызывать аллергию, а также заболевания бронхолегочной системы.
Получить профессию библиотекаря можно в учреждениях среднего профессионального образования (специальность «Библиотековедение») либо высшего профессионального образования (специальность «Библиотечно-информационная деятельность»).
- Учреждения среднего профессионального образования:
Гуманитарный колледж информационно-библиотечных технологий № 58 г. Москвы;
«Московский областной колледж искусств».
- Учреждения высшего профессионального образования:
Московский государственный университет культуры и искусств;
Московский государственный лингвистический университет;
Российский государственный социальный университет;
Московский государственный университет культуры и искусств;
Рязанский заочный институт (филиал) Московского государственного университета культуры и искусств;
Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств.
Перспективы карьерного роста специалистов в области библиотечного дела связаны с освоением смежных областей (историк, культуролог, HR-специалист и пр.), научным развитием (аспирантура, написание поисковых и научно-исследовательских работ), повышением квалификации (на предприятии с целью обновления знаний, умений и усовершенствования в рамках профессии, а также в системе непрерывного профессионального образования для достижения более высокой квалификации).
Профессиональный рост библиотекаря может быть связан с управленческой карьерой, когда специалист, постепенно совершенствуясь, станет руководителем структурных подразделений (отделов) библиотеки.