Реставратор
Реставратор
Специальности:
- СПО «Реставрация, консервация и хранение произведений искусства» (070502);
- ВПО «Реставрация» (072200).
Искусство
Тип профессии по предмету труда: работа реставратора связана с созданием, проектированием, моделированием художественных произведений, что позволяет отнести профессию к типу «Человек – Художественный образ». Дополнительно профессию можно отнести к типу «Человек – Техника», так как специалист постоянно работает с неживыми объектами.
Тип профессии признаку цели: изыскательский.
Тип профессии по средствам труда: ручной.
Тип профессии по условиям труда: работа в «комнатных» условиях либо постоянная работа на открытом воздухе.
Класс профессии: творческий (по характеру труда профессия реставратора предполагает конструирование, проектирование, разработку новых образцов, принятие нестандартных решений, требует независимого оригинального мышления).
Реставратор – специалист, занимающийся реставрацией, консервацией и хранением произведений искусства.
Основная деятельность реставратора связана с проведением мероприятий по охране и восстановлению предметов искусства, интерьера и объектов культурного наследия.
К основным обязанностям реставратора относятся:
- определение видов и причин разрушения, состояния сохранности объекта реставрационных работ;
- проведение анализа исторических и искусствоведческих данных, необходимых физико-химических исследований;
- выбор, обоснование и согласование с реставрационным советом методики проведения реставрационных работ;
- реставрация, консервация;
- оформление реставрационной документации.
Реставратор должен обладать такими личностными качествами, как внимательность, аккуратность, самостоятельность, старательность, хорошая память, хорошая интуиция, логика, терпение.
К профессионально важным качествам реставратора относятся:
- творческие и художественные способности, хороший глазомер;
- способность концентрировать внимание;
- интуитивное мышление;
- развитая зрительная и тактильная память;
- развитый художественный и эстетический вкус;
- способность к восприятию пространственного соотношения предметов;
- способность к конструированию и проектированию;
- чувство вкуса, гармонии и симметрии;
- развитое абстрактное мышление.
К медицинским противопоказаниям, препятствующим работе реставратором, относятся:
- некорректируемое снижение остроты зрения;
- расстройства координации движений;
- психические заболевания;
- заболевания сердечно-сосудистой системы;
- хронические инфекционные заболевания;
- заболевания опорно-двигательного аппарата.
Реставратор должен хорошо знать: основные факты и закономерности историко-художественного процесса, принципы анализа конкретных произведений искусства и явлений художественной практики; историю и современное законодательство о культуре; законы перспективы; инструменты, оборудование и основные изобразительные техники и материалы; распространенные в различные эпохи, характерные для основных школ виды произведений, материалы, их художественные и технологические особенности; основные свойства материалов, применяемых в реставрации; основные утвержденные методы консервации произведений искусства; свойства материалов и химических реактивов, применяемых в реставрации; правила учета, хранения, упаковки и транспортировки произведений искусства.
Реставратор должен уметь:
- использовать основные изобразительные техники и материалы;
- использовать программное обеспечение и телекоммуникационные средства;
- определять виды и причины разрушений и описывать состояние сохранности произведений до реставрации;
- обосновывать избранную методику реставрационных работ;
- применять в практической работе основные методы консервации и реставрации произведений искусства;
- оформлять реставрационную документацию.
Реставраторы могут работать в специализированных реставрационных мастерских, в том числе частных, реставрационных предприятиях, музеях, галереях, выставочных залах, храмах.
Реставраторы могут работать самостоятельно, выполняя частные заказы, или в коллективе. Реставраторы работают в помещении, а также на открытом воздухе (архитектурные объекты, скульптуры, памятники). При выполнении некоторых заказов реставратор выезжает в служебные командировки.
Рабочая поза – сидя или стоя (в зависимости от объекта работы).
В работе реставратор использует измерительные приборы, специальные инструменты, персональный компьютер с возможностью выхода в Интернет.
Рабочее место должно быть хорошо освещено; должна быть обеспечена возможность регулярного проветривания.
Условия труда на рабочих местах специалистов с ограниченными возможностями здоровья должны соответствовать индивидуальной программе реабилитации инвалида, разрабатываемой бюро медико-социальной экспертизы (при наличии инвалидности). Конструкция всех элементов производственного оборудования и организация рабочего места должны соответствовать антропометрическим, физиологическим и психологическим особенностям и ограниченным возможностям работающих инвалидов.
Специальная одежда реставратора: защитная одежда, маска, перчатки.
Реставраторы постоянно взаимодействуют с красками, химикатами, поэтому велик риск отравления при проведении реставрационных работ. При реставрации архитектурных объектов, работе на высоте можно получить травму.
Профессию реставратора можно получить в профессиональных образовательных организациях (специальность «Реставрация») либо в организациях высшего образования (специальность «Реставрация, консервация и хранение произведений искусства»).
- Профессиональная образовательная организация:
Московское государственное академическое художественное училище памяти 1905 года;
- Образовательная организация высшего образования:
Перспективы карьерного роста реставратора связаны с освоением смежных областей (историк, культуролог, архитектор, художник), научным развитием (аспирантура, написание поисковых и научно-исследовательских работ), повышением квалификации (на предприятии с целью обновления знаний, умений и усовершенствования в рамках профессии, а также в системе непрерывного профессионального образования для достижения более высокой квалификации).
Профессиональный рост реставратора может предполагать и управленческий путь развития, когда специалист, постепенно совершенствуясь, может стать руководителем структурных подразделений (отделов) музеев, реставрационных мастерских.