Социальный работник
Социальный работник
Специальность:
- СПО «Социальная работа» (040101);
- ВПО «Социальная работа» (040400: уровень подготовки – бакалавр, магистр).
Здравоохранение
Наука, Образование
Обслуживание
Тип профессии по предмету труда: работа социального работника связана с постоянным общением с людьми, что позволяет отнести профессию по предмету труда к типу «Человек – Человек». Дополнительно профессию можно отнести к типу «Человек – Знаковая система» так как социальный работник занят анализом и составлением большого количества документов.
Тип профессии признаку цели: гностический, преобразующий.
Тип профессии по средствам труда: ручной.
Тип профессии по условиям труда: работа в условиях повышенной моральной ответственности за жизнь людей.
Класс профессии: творческий (по характеру труда профессия социального работника предполагает анализ, планирование, организацию и управление, принятие нестандартных решений, требует независимого оригинального мышления).
Социальный работник – специалист, занимающийся организацией оказания бытовой, материальной, моральной и правовой помощи незащищенным слоям населения (инвалидам, одиноким и престарелым людям, одиноким матерям, многодетным семьям, детям-сиротам, беженцам и др.).
Основная деятельность социального работника связана с обеспечением равных прав и возможностей социально незащищенных слоев населения.
К основным обязанностям социального работника относятся:
- выявление семей, лиц, групп населения, нуждающихся в социальной помощи и услугах;
- оказание помощи по охране их нравственного, психического и физического здоровья;
- предоставление консультативной и специализированной помощи клиентам;
- участие в организационно-управленческой работе социальных служб, объединений, организаций (предприятий);
- организация работы исполнителей;
- контроль качества предоставляемых услуг.
Социальный работник должен обладать такими личностными качествами, как порядочность, высокая ответственность и моральная устойчивость, честность, способность к сопереживанию, коммуникабельность, аккуратность, организованность, чувство такта, сдержанность, бескорыстие.
К профессионально важным качествам социального работника относятся:
- умение быстро принимать решения;
- организаторские способности;
- практицизм;
- развитая интуиция;
- компетентность в социально-правовых и психолого-педагогических вопросах, в области экономики, социологии, занятости населения, этики, нравственно-гуманитарных знаний.
К медицинским противопоказаниям, препятствующим работе социальным работником, относятся:
- судороги, потери сознания;
- сердечно-сосудистые заболевания;
- вестибулярные расстройства, нарушение чувства равновесия;
- расстройства координации движений;
- заболевания центральной нервной системы.
Социальный работник должен хорошо знать: сущность профессиональной этики; теорию и методику социальной работы; основы социальной помощи и благотворительности; специфику работы в различной социальной среде и с различными субъектами социальной работы; структуры, способные оказать помощь в разрешении ситуации клиента; педагогические и психологические требования к социальному работнику.
Социальный работник должен уметь:
- оказывать социальную помощь людям, нуждающимся в ней;
- активизировать потенциал собственных сил и возможностей человека, семьи, оказавшихся в сложной жизненной ситуации;
- сохранять психологическую устойчивость в различных ситуациях;
- строить взаимоотношения и общение с людьми в конкретной ситуации с учетом их возраста, пола, религиозной принадлежности, социального статуса, психологических и физических особенностей, состояния;
- проводить работу по предупреждению возникновения факторов, угрожающих жизнедеятельности личности;
- находить, отбирать и использовать информацию, необходимую в профессиональной и иной деятельности;
- принимать управленческие решения, организовывать работу трудовых коллективов.
Социальные работники могут работать в школах, приютах, домах престарелых, колониях, центрах социального обслуживания, отделах социального обеспечения местных администраций.
Социальные работники могут работать самостоятельно (в школе, приюте и т. д.) и в коллективе, состоящем из нескольких специалистов.
Большую часть дня они работают в помещении. Существенную часть рабочего дня занимает инспектирование граждан – подопечных социального работника.
Рабочая поза — преимущественно сидя.
В работе социальный работник использует ручные средства труда, современные технические средства (штемпельное оборудование, множительную и другую оргтехнику) и персональный компьютер с возможностью выхода в Интернет.
Рабочее место должно быть хорошо освещено, иметь возможность для регулярного проветривания.
Условия труда на рабочих местах специалистов с ограниченными возможностями здоровья должны соответствовать индивидуальной программе реабилитации инвалида, разрабатываемой бюро медико-социальной экспертизы (при наличии инвалидности). Конструкция всех элементов производственного оборудования и организация рабочего места должны соответствовать антропометрическим, физиологическим и психологическим особенностям и ограниченным возможностям работающих инвалидов.
Специальной формы не предусмотрено.
Социальные работники постоянно работают с людьми, находящимися в трудных жизненных ситуациях, поэтому существует опасность заражения различными заболеваниями, передающимися воздушно-капельным или контактным путем. Деятельность социального работника связана с высокой степенью ответственности, моральным давлением со стороны общества и подопечных, что может повлечь за собой нравственно-психологические проблемы, привести к неврозам и депрессии, сердечно-сосудистым заболеваниям.
Получить профессию социального работника можно в профессиональных образовательных организациях или организациях высшего образования (специальность «Социальная работа»).
- Профессиональная образовательная организация:
Истринский профессиональный колледж.
- Образовательные организации высшего образования:
Российский государственный университет туризма и сервиса;
Финансово-технологическая академия (г. Королёв);
Международный университет природы, общества и человека «Дубна»;
Российский государственный социальный университет (филиал в г. Павловский Посад).
Перспективы карьерного роста социального работника связаны с повышением квалификации (на предприятии с целью обновления знаний, умений и усовершенствования в рамках профессии, а также в системе непрерывного профессионального образования для достижения более высокой квалификации).
Профессиональный рост социального работника может быть связан с управленческой карьерой, когда специалист, постепенно совершенствуясь, становится руководителем отдела социального обеспечения.