Гувернер
Гувернер
Специальность:
- СПО «Дошкольное образование» (050704); «Организация воспитательной деятельности» (050702); «Педагогика дополнительного образования» (050710); «Преподавание в начальных классах» (050709).
- ВПО «Дошкольная педагогика и психология» (050703) (уровень подготовки – специалист); «Педагогика и методика начального образования» (050708); «Педагогика» (050700)
Наука, Образование
Обслуживание
Тип профессии по предмету труда: основная деятельность гувернера связана с работой с людьми, что позволяет отнести профессию по предмету труда к типу «Человек – Человек».
Тип профессии по признаку цели: преобразующий.
Тип профессии по средствам труда: ручной.
Тип профессии по условиям труда: работа в условиях повышенной моральной ответственности за жизнь человека.
Класс профессии: творческий (эвристический); по характеру труда профессия гувернера связана с анализом, планированием, организацией и управлением, принятием нестандартных решений, требует независимого оригинального мышления.
Гувернер – это высококвалифицированный специалист в области педагогики и психологии, занимающийся воспитанием и обучением детей в обеспеченных семьях либо в детских садах.
Основная работа гувернера связана с организацией обучения и воспитания детей, развитием их физических и умственных способностей, нравственным воспитанием, контролем их безопасности и состояния здоровья.
К основным обязанностям гувернера относятся:
- полный уход за воспитанником;
- забота о безопасности ребенка;
- организация режима дня с учетом необходимости подвижных игр;
- прогулки на свежем воздухе;
- чтение книг и разучивание стихов;
- занятия по развитию речи, письму, математике;
- проведение развивающих игр;
- проведение занятий по рисованию, лепке, пению;
- посещение с ребенком детских учреждений, различных кружков, секций, музеев и пр.;
- соблюдение рекомендаций педиатра;
- соблюдение пожеланий родителей.
Личностные качества, необходимые для работы гувернером: порядочность, высокая ответственность и моральная устойчивость, честность, способность к сопереживанию, аккуратность, организованность, чувство такта, сдержанность, бескорыстие.
Профессионально важные качества:
- коммуникабельность;
- любовь к детям;
- умение быстро принимать решения;
- педагогические и организаторские способности;
- практицизм;
- развитая интуиция;
- психологическая устойчивость;
- жизнерадостность;
- знание иностранных языков;
- умение играть на музыкальных инструментах, танцевать, петь;
- развитый эстетический вкус;
- высокий уровень культуры.
К медицинским противопоказаниям, препятствующим работе гувернером, относятся:
- нарушения слуха, речи, значительные нарушении зрения;
- судороги, потери сознания;
- сердечно-сосудистые заболевания;
- вестибулярные расстройства, нарушение чувства равновесия;
- расстройства координации движений;
- заболевания центральной нервной системы;
- психические расстройства.
Гувернер должен хорошо знать: основы педагогики и педагогической этики; теорию и методику воспитательной работы, организации свободного времени воспитанников; детскую и социальную психологию; психологию отношений; индивидуальные и возрастные особенности детей; возрастную физиологию, гигиену; методы и формы мониторинга деятельности воспитанников; современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения; методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с воспитанниками разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими); технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; основы экологии, экономики, социологии; трудовое законодательство; основы работы с мультимедийным оборудованием.
Гувернер должен уметь:
- проектировать, планировать и осуществлять целостный педагогический процесс на основе анализа и оценки достигнутого уровня развития, обученности и воспитанности детей;
- организовывать методически обоснованный учебный процесс по учебным предметам школы;
- обеспечивать достижение поставленных целей обучения и воспитания подопечных;
- взаимодействовать (сотрудничать) с подопечным;
- изучать на основе наблюдений личность детей, выявлять их затруднения и оказывать им содействие;
- вести педагогическую работу с родителями;
- пользоваться техническими средствами обучения и компьютерной техникой.
В настоящее время профессия гувернера чрезвычайно востребована. Гувернеры могут работать в семьях, в частных детских садах и негосударственных школах, где делается упор на раннее развитие детей.
Гувернеры могут работать самостоятельно (при воспитании детей в семье) или в коллективе из нескольких специалистов (частные детские сады и школы). Бóльшую часть дня работа проходит в помещении, но обязательными являются прогулки на открытом воздухе, на которых гувернер непременно сопровождает детей.
В работе гувернеры используют ручные средства труда (ручка, карандаш, краски, бумага для организации занятий с детьми) и современные технические средства (проекторы, персональные компьютеры, интерактивные доски). Рабочее место должно быть хорошо освещено, иметь возможность для регулярного проветривания.
Специальной формы для гувернера не предусмотрено. Внешний вид гувернера должен быть опрятным, одежда – аккуратной и элегантной.
Поскольку гувернер постоянно работает с людьми, существует опасность заражения различными заболеваниями, передающимися воздушно-капельным или контактным путем.
Деятельность гувернера связана с высокой ответственностью, моральным давлением со стороны общества и воспитуемых, что может вызвать нравственно-психологические проблемы, привести к неврозам и депрессии, сердечно-сосудистым заболеваниям.
Для овладения профессией «Гувернер» необходимо либо среднее профессиональное, либо высшее профессиональное образование.
Образовательные учреждения среднего профессионального образования:
- Истринский профессиональный колледж, г. Истра;
- Зарайский педагогический колледж им. В. В. Виноградова, г. Зарайск;
- Орехово-Зуевское педагогическое училище, г. Орехово-Зуево.
Образовательные учреждения высшего образования:
- Институт бизнеса, психологии и управления, г. Химки;
- Московский государственный гуманитарный университет имени М.А. Шолохова, Сергиево-Посадский филиал;
- Московский государственный областной гуманитарный институт, г. Орехово-Зуево;
- Московский государственный областной социально-гуманитарный институт, г. Коломна;
- Гуманитарно-социальный институт, г. Люберцы.
Перспективы карьерного роста гувернера связаны в основном с открытием своего дела: частного детского сада, школы, центра дополнительного образования либо агентства по подбору персонала в области образования и воспитания для работы в семьях.