Диспетчер

Названия профессии

Диспетчер

В начало
Сферы профессиональной деятельности

Обслуживание
Транспорт

В начало
Классификация профессии

Тип профессии по предмету труда: основная деятельность диспетчера связана с постоянным общением с людьми, что позволяет отнести ее по предмету труда к типу «Человек – Человек». Также профессию можно отнести к типу «Человек – Техника», так как работа диспетчера часто связана с эксплуатацией различных технических устройств.

Тип профессии по признаку цели: исполнительская (алгоритмическая).

Тип профессии по средствам труда: профессия, связанная с применением автоматизированных и автоматических систем.

Тип профессии по условиям труда: работа в «комнатных» условиях.

Класс профессии: исполнительский (алгоритмический); по характеру труда профессия диспетчера подразумевает реализацию однотипных процедур, выполнение стандартных задач по заданному образцу, с четким соблюдением установленных правил, нормативов, инструкций.

В начало
Описание профессии

Диспетчер – специалист, осуществляющий регулирование производственных процессов на предприятии.

67_03_01.jpg

Основные виды деятельности диспетчера связаны с координацией действий между сотрудниками предприятия в ходе производственного процесса. Диспетчеры могут регулировать учебный процесс в образовательных учреждениях, транспортные перевозки, производство, процесс поступления информации в органы государственной власти и правопорядка.

К основным обязанностям диспетчера относятся:

  • оперативное регулирование с использованием средств вычислительной техники, коммуникаций и связи хода производства и других видов основной деятельности предприятия или его подразделений в соответствии с производственными программами, календарными планами и сменно-суточными заданиями;
  • контроль обеспеченности подразделений предприятия необходимыми материалами, конструкциями, комплектующими изделиями, оборудованием, а также транспортом и погрузочно-разгрузочными средствами;
  • обеспечение соблюдения установленных норм заделов на участках и в цехах;
  • принятие мер по предупреждению и устранению нарушений технологии производства с привлечением при необходимости соответствующих служб предприятия;
  • ведение диспетчерского журнала, составление отчетов и другой технической документации о ходе производства.
67_03_02.jpg

В начало
Требования к индивидуальным особенностям специалиста

Диспетчер должен обладать такими личностными качествами, как внимательность, ответственность, терпеливость, аккуратность, целеустремленность, общительность.

К профессионально важным качествам диспетчера относятся:

  • развитое, гибкое и динамичное мышление;
  • развитая, грамотная речь;
  • терпение;
  • выдержка;
  • эмоциональная устойчивость;
  • вежливость;
  • способность быстро принимать решения;
  • высокий уровень концентрации, объема, распределения и переключения внимания.
67_03_03.jpg

В начало
Медицинские противопоказания

К медицинским противопоказаниям, препятствующим работе диспетчером, относятся:

  • заболевания нервной системы;
  • полная или частичная потеря слуха;
  • психические расстройства;
  • расстройства внимания;
  • хронические инфекционные заболевания;
  • нарушения речи.

В начало
Требования к профессиональной подготовке

Диспетчер должен хорошо знать: технологии и приемы ведения переговоров; методы тайм-менеджмента; нормативно-правовые акты, методические материалы по вопросам производственного планирования и оперативного управления производством; организацию производственного планирования на предприятии; производственные мощности предприятия и его подразделений; специализацию подразделений предприятия и производственные связи между ними; номенклатуру выпускаемой продукции и (или) виды выполняемых работ (услуг); организацию работы производственных складов, транспортных и погрузочно-разгрузочных работ; основы технологии производства продукции (услуг) предприятия; технические требования, предъявляемые к продукции предприятия; организацию оперативного учета хода производства и сдачи готовой продукции.
67_03_04.jpg

Диспетчер должен уметь:

  • регулировать производственные процессы на предприятии;
  • координировать действия исполнителей;
  • вести деловые переговоры и деловую переписку;
  • разрешать конфликтные ситуации;
  • использовать в работе персональный компьютер и современные средства связи;
  • работать с базами данных и создавать их;
  • осуществлять маршрутизацию грузопотоков;
  • устанавливать и поддерживать деловые отношения с клиентами и коллегами.

В начало
Область применения

На сегодняшний день профессия диспетчера является достаточно востребованной. Специалисты данного профиля необходимы в телекоммуникационных холдингах, транспортно-логистических компаниях, оказывающих услуги по грузоперевозкам, службах такси, на производственных предприятиях любой формы собственности, в органах государственной власти и охраны общественного правопорядка, в системе жилищно-коммунального хозяйства, образовательных учреждениях, транспортных предприятиях, в крупных девелоперских компаниях, специализирующихся на строительстве, на предприятиях оптовой торговли.

В начало
Условия труда

Диспетчеры работают, как правило, в коллективе из нескольких специалистов. Проводят рабочий день в помещении. Работа происходит преимущественно сидя. Диспетчер может работать и по удаленной схеме, дома.

Рабочие места сотрудников диспетчерской службы оборудованы персональными компьютерами, жидкокристаллическими мониторами, синтезаторами речи и профессиональными телефонными гарнитурами.

Диспетчеры должны придерживаться официально-делового стиля одежды. Специальной формы не предусмотрено.

В начало
Профессиональные риски

Рабочая поза диспетчера – положение сидя, поэтому возможны профессиональные заболевания, вызывающие боли в спине и шее. Кроме того, работа в постоянном напряжении и стрессовой ситуации может вызывать неврозы и депрессии. Работа с компьютером может привести к возникновению заболеваний зрительной системы.

В начало
Требуемое профессиональное образование

Профессиональное образование для овладения специальностью не обязательно. Как правило, требуются специалисты, получившие образование не ниже среднего профессионального по профилю работы предприятия.

В начало
Образовательные учреждения


В начало
Карьерный рост

Карьерный рост диспетчера может быть связан с получением высшего образования по профилю компании. Диспетчер лучше всех знает производственные процессы предприятия и поэтому легко сможет управлять определенными производственными циклами в должности менеджера или руководителя подразделения.

В начало
3.151722091511