Диспетчер
Диспетчер
Обслуживание
Транспорт
Тип профессии по предмету труда: основная деятельность диспетчера связана с постоянным общением с людьми, что позволяет отнести ее по предмету труда к типу «Человек – Человек». Также профессию можно отнести к типу «Человек – Техника», так как работа диспетчера часто связана с эксплуатацией различных технических устройств.
Тип профессии по признаку цели: исполнительская (алгоритмическая).
Тип профессии по средствам труда: профессия, связанная с применением автоматизированных и автоматических систем.
Тип профессии по условиям труда: работа в «комнатных» условиях.
Класс профессии: исполнительский (алгоритмический); по характеру труда профессия диспетчера подразумевает реализацию однотипных процедур, выполнение стандартных задач по заданному образцу, с четким соблюдением установленных правил, нормативов, инструкций.
Диспетчер – специалист, осуществляющий регулирование производственных процессов на предприятии.
Основные виды деятельности диспетчера связаны с координацией действий между сотрудниками предприятия в ходе производственного процесса. Диспетчеры могут регулировать учебный процесс в образовательных учреждениях, транспортные перевозки, производство, процесс поступления информации в органы государственной власти и правопорядка.
К основным обязанностям диспетчера относятся:
- оперативное регулирование с использованием средств вычислительной техники, коммуникаций и связи хода производства и других видов основной деятельности предприятия или его подразделений в соответствии с производственными программами, календарными планами и сменно-суточными заданиями;
- контроль обеспеченности подразделений предприятия необходимыми материалами, конструкциями, комплектующими изделиями, оборудованием, а также транспортом и погрузочно-разгрузочными средствами;
- обеспечение соблюдения установленных норм заделов на участках и в цехах;
- принятие мер по предупреждению и устранению нарушений технологии производства с привлечением при необходимости соответствующих служб предприятия;
- ведение диспетчерского журнала, составление отчетов и другой технической документации о ходе производства.
Диспетчер должен обладать такими личностными качествами, как внимательность, ответственность, терпеливость, аккуратность, целеустремленность, общительность.
К профессионально важным качествам диспетчера относятся:
- развитое, гибкое и динамичное мышление;
- развитая, грамотная речь;
- терпение;
- выдержка;
- эмоциональная устойчивость;
- вежливость;
- способность быстро принимать решения;
- высокий уровень концентрации, объема, распределения и переключения внимания.
К медицинским противопоказаниям, препятствующим работе диспетчером, относятся:
- заболевания нервной системы;
- полная или частичная потеря слуха;
- психические расстройства;
- расстройства внимания;
- хронические инфекционные заболевания;
- нарушения речи.
Диспетчер должен хорошо знать: технологии и приемы ведения переговоров; методы тайм-менеджмента; нормативно-правовые акты, методические материалы по вопросам производственного планирования и оперативного управления производством; организацию производственного планирования на предприятии; производственные мощности предприятия и его подразделений; специализацию подразделений предприятия и производственные связи между ними; номенклатуру выпускаемой продукции и (или) виды выполняемых работ (услуг); организацию работы производственных складов, транспортных и погрузочно-разгрузочных работ; основы технологии производства продукции (услуг) предприятия; технические требования, предъявляемые к продукции предприятия; организацию оперативного учета хода производства и сдачи готовой продукции.
Диспетчер должен уметь:
- регулировать производственные процессы на предприятии;
- координировать действия исполнителей;
- вести деловые переговоры и деловую переписку;
- разрешать конфликтные ситуации;
- использовать в работе персональный компьютер и современные средства связи;
- работать с базами данных и создавать их;
- осуществлять маршрутизацию грузопотоков;
- устанавливать и поддерживать деловые отношения с клиентами и коллегами.
На сегодняшний день профессия диспетчера является достаточно востребованной. Специалисты данного профиля необходимы в телекоммуникационных холдингах, транспортно-логистических компаниях, оказывающих услуги по грузоперевозкам, службах такси, на производственных предприятиях любой формы собственности, в органах государственной власти и охраны общественного правопорядка, в системе жилищно-коммунального хозяйства, образовательных учреждениях, транспортных предприятиях, в крупных девелоперских компаниях, специализирующихся на строительстве, на предприятиях оптовой торговли.
Диспетчеры работают, как правило, в коллективе из нескольких специалистов. Проводят рабочий день в помещении. Работа происходит преимущественно сидя. Диспетчер может работать и по удаленной схеме, дома.
Рабочие места сотрудников диспетчерской службы оборудованы персональными компьютерами, жидкокристаллическими мониторами, синтезаторами речи и профессиональными телефонными гарнитурами.
Диспетчеры должны придерживаться официально-делового стиля одежды. Специальной формы не предусмотрено.
Рабочая поза диспетчера – положение сидя, поэтому возможны профессиональные заболевания, вызывающие боли в спине и шее. Кроме того, работа в постоянном напряжении и стрессовой ситуации может вызывать неврозы и депрессии. Работа с компьютером может привести к возникновению заболеваний зрительной системы.
Профессиональное образование для овладения специальностью не обязательно. Как правило, требуются специалисты, получившие образование не ниже среднего профессионального по профилю работы предприятия.
—
Карьерный рост диспетчера может быть связан с получением высшего образования по профилю компании. Диспетчер лучше всех знает производственные процессы предприятия и поэтому легко сможет управлять определенными производственными циклами в должности менеджера или руководителя подразделения.