Маркетолог
Маркетолог
Специальности:
- СПО «Маркетинг» (080112);
- ВПО «Маркетинг» (080112).
Управление
Финансы, Экономика
Тип профессии по предмету труда: основная деятельность маркетолога связана с работой с цифрами, формулами и таблицами, что позволяет отнести профессию по предмету труда к типу «Человек – Знаковая система».
Тип профессии по признаку цели: изыскательский.
Тип профессии по средствам труда: ручной.
Тип профессии по условиям труда: работа в «комнатных» условиях.
Класс профессии: творческий (эвристический); по характеру труда профессия маркетолога связана с анализом, планированием, организацией и управлением, конструированием, принятием нестандартных решений; требует независимого оригинального мышления.
Маркетолог – специалист, анализирующий спрос и предложение на рынке товаров и услуг и разрабатывающий рекомендации по планированию и повышению эффективности деятельности предприятия.
Основная сфера деятельности маркетолога связана с изучением и прогнозом спроса на товары и услуги путем наблюдения за рынком, опроса потребителей; с анализом причин колебания спроса на товары и услуги, определением путей улучшения их потребительских свойств, перспектив сбыта, отслеживанием деятельности конкурентов.
К основным обязанностям маркетолога относятся:
- проведение исследования для выявления основных факторов, формирующих динамику потребительского спроса на продукцию;
- проведение маркетинговых исследований, связанных с изучением сегментации рынка, анализом ценообразования и предпочтений потребителя, прогнозом продаж и каналов реализации, открытием новых рынков, оценкой эффективности рекламы, деятельностью конкурентов;
- формирование потребительского спроса на выпускаемую продукцию, выявление наиболее эффективных рынков сбыта, а также требований к качественным характеристикам товара (способу его производства, сроку службы, упаковке);
- исследование типов спроса (устойчивый, ажиотажный, кратковременный и др.), причин его повышения и снижения, факторов, влияющих на сбыт товара; изучение дифференциации покупательной способности населения;
- разработка программ по формированию спроса и стимулированию сбыта, а также рекомендаций по выбору рынка в соответствии с имеющимися ресурсами;
- участие в разработке стратегии проведения рекламных мероприятий и анализ их эффективности;
- контроль проведения рекламных кампаний в средствах массовой информации, путем прямой почтовой рассылки, через Интернет и т. д.;
- организация разработки печатных рекламных материалов собственными силами или силами сторонних организаций, проведение тестирования этих материалов, формирование предложений по дизайну печатных рекламных материалов или исходной информации для их разработки;
- подготовка предложений по формированию фирменного стиля компании и фирменного оформления рекламной продукции.
Маркетолог должен обладать такими личностными качествами, как усидчивость, терпение, настойчивость, ответственность, педантизм в работе, честность, аккуратность, эмоционально-психическая устойчивость (способность к самоконтролю), справедливость, целеустремленность, настойчивость.
К профессионально важным качествам маркетолога относятся:
- высокий уровень математических способностей;
- способность к анализу, синтезу, обобщению получаемой информации;
- концентрация, устойчивость и способность переключать внимание;
- хорошее развитие кратковременной и долговременной памяти;
- высокая стрессоустойчивость;
- техническая подготовка (навыки работы на персональном компьютере);
- хорошее знание английского языка;
- творческие способности.
К медицинским противопоказаниям, препятствующим работе маркетологом, относятся:
- заболевания нервной системы;
- отклонения в психике (чрезмерная мнительность, высокий уровень тревожности, возбудимость);
- сосудистая дистония с выраженными головными болями (гипертония, мигрень);
- выраженные заболевания зрения.
Специалист в области маркетинга должен хорошо знать: сущность, функции и роль финансов в экономике, сущность и функции денег, денежного обращения; финансирование и денежно-кредитную политику; финансовое планирование и методы финансового контроля; основные положения налогового законодательства; функции и классификацию налогов; организацию налоговой службы; методику расчета основных видов налогов; составные элементы маркетинговой деятельности: цели, задачи, принципы, функции, объекты, субъекты; средства удовлетворения потребностей, распределения и продвижения товаров; маркетинговые коммуникации и их характеристику; методы изучения рынка, анализа окружающей среды; конкурентную среду, виды конкуренции, показатели оценки конкурентоспособности; этапы маркетинговых исследований, их результат; управление маркетингом.
Маркетолог должен уметь:
- составлять финансовые документы и отчеты;
- осуществлять денежные расчеты;
- применять нормативно-правовые акты в области налогообложения;
- рассчитывать основные налоги;
- анализировать результаты финансово-хозяйственной деятельности торговых организаций;
- применять методы и приемы финансово-хозяйственной деятельности для разных видов анализа;
- обеспечивать продвижение товаров и их распределение через каналы сбыта с использованием маркетинговых коммуникаций;
- проводить маркетинговые исследования рынка;
- оценивать конкурентоспособность товаров.
Профессия маркетолога относится к числу востребованных. Маркетологи необходимы на всех предприятиях, занимающихся производством и торговлей товарами. Маркетинговые отделы есть в банках, промышленных холдингах, торговых фирмах. Специалисты в области маркетинга могут работать в специализированных консалтинговых компаниях, которые оказывают услуги по проведению маркетинговых исследований.
Маркетологи могут работать самостоятельно или в коллективе из нескольких специалистов. Бóльшую часть дня они проводят в помещении. Работа происходит преимущественно сидя.
В работе маркетологи используют ручные и современные технические средства труда, персональный компьютер с возможностью выхода в Интернет, средства выполнения вычислительных операций, средства связи. Рабочее место должно быть хорошо освещено.
Специальной формы не предусмотрено.
Рабочая поза – положение сидя, поэтому возможны профессиональные заболевания, сопровождающиеся болями в спине и шее. Долговременная работа с компьютером может привести к нарушениям зрения. Кроме того, работа в постоянном напряжении, стрессовой ситуации часто становится причиной неврозов и депрессии.
Для овладения профессией маркетолога необходимо либо среднее профессиональное, либо высшее профессиональное образование в области маркетинга.
Образовательные организации среднего профессионального образования:
Образовательные организации высшего образования:
- Институт бизнеса, психологии и управления, г. Химки;
- Московский государственный областной социально-гуманитарный институт, г. Коломна;
- Российская международная академия туризма, г. Химки;
- Российский государственный университет туризма и сервиса, Пушкинский район, пос. Черкизово;
- Российский университет кооперации;
- Филиал Московского государственного института приборостроения и техники в г. Чехове
Карьерный рост маркетолога связан с повышением квалификации на предприятии или в системе непрерывного профессионального образования. Знание иностранного языка и международных стандартов, новых версий компьютерных программ увеличивают шансы построить успешную карьеру.
Можно рассматривать управленческий путь развития карьеры, когда специалист, постепенно совершенствуясь, получает повышение до должности руководителя маркетингового отдела либо заместителя директора по маркетингу.