Менеджер
Менеджер
Специальность СПО «Менеджмент» (080501).
Специальность ВПО «Менеджмент» (080200).
Управление
Тип профессии по предмету труда: основная деятельность менеджера связана с работой с документами, что позволяет отнести ее по предмету труда к типу «Человек – Знаковая система». Дополнительно профессию можно отнести к типу «Человек – Человек», поскольку менеджер постоянно работает с людьми.
Тип профессии по признаку цели: изыскательский.
Тип профессии по средствам труда: ручной.
Тип профессии по условиям труда: работа в «комнатных» условиях.
Класс профессии: творческий (эвристический); работа менеджера связана с анализом, планированием, организацией и управлением, конструированием, принятием нестандартных решений, требует независимого оригинального мышления.
Менеджер – высококвалифицированный специалист, занимающийся управлением предприятием.
Основная деятельность менеджера связана с организацией работы предприятия, управлением производством и сбытом продукции с целью повышения их эффективности и увеличения прибыли.
К основным обязанностям менеджера относятся:
- участие в разработке и реализации корпоративной и конкурентной стратегии организации, а также функциональных стратегий (маркетинговой, финансовой, кадровой);
- планирование деятельности организации и подразделений;
- формирование организационной и управленческой структуры организаций;
- организация работы исполнителей (команды исполнителей) для осуществления конкретных проектов, видов деятельности, работ;
- разработка и реализация проектов, направленных на развитие организации;
- контроль деятельности подразделений, команд (групп) работников;
- создание и ведение баз данных по различным показателям функционирования организаций;
- оценка эффективности проектов;
- подготовка отчетов по результатам информационно-аналитической деятельности;
- оценка эффективности управленческих решений;
- разработка бизнес-планов создания нового бизнеса;
- организация предпринимательской деятельности.
Специалист в данной области должен обладать такими личностными качествами, как эмоциональная устойчивость, пунктуальность, аккуратность, организованность, ответственность, доброжелательность, тактичность, настойчивость и твердость, коммуникабельность, способность планировать свою работу, склонность к работе с документами.
К профессионально важным качествам менеджера относятся:
- высокий уровень устойчивости, распределения и переключения внимания;
- способность быстро действовать;
- хорошо развитая кратковременная и долговременная память, развитая слуховая и зрительная память;
- хорошо развитые коммуникативные и организаторские способности;
- эмоционально-волевая устойчивость;
- высокое чувство ответственности;
- развитое логическое мышление;
- умение быстро принимать решения, чётко излагать мысли;
- социальная активность.
К медицинским противопоказаниям, препятствующим работе менеджером, относятся:
- нервно-психические заболевания;
- сердечно-сосудистые заболевания;
- хронические инфекционные заболевания;
- заболевания верхних дыхательных путей;
- заболевания зрительного и слухового аппаратов;
- заболевания речеголосового аппарата.
Менеджер должен хорошо знать: принципы развития и закономерности функционирования организации; методы маркетинговых исследований; фундаментальные концепции финансового менеджмента; принципы, способы и методы оценки активов, инвестиционных проектов и организаций; теоретические и практические подходы к определению источников и механизмов обеспечения конкурентного преимущества организации; содержание и взаимосвязь основных элементов процесса стратегического управления.
Менеджер должен уметь:
- анализировать внешнюю и внутреннюю среду организации, выявлять ее ключевые элементы и оценивать их влияние на организацию;
- анализировать организационную структуру организации и разрабатывать предложения по ее совершенствованию;
- организовывать командное взаимодействие для решения управленческих задач;
- разрабатывать программы осуществления организационных изменений и оценивать их эффективность;
- использовать информацию, полученную в результате маркетинговых исследований;
- анализировать финансовую отчетность и составлять финансовый прогноз развития организации;
- разрабатывать корпоративные, конкурентные и функциональные стратегии развития организации;
- разрабатывать инвестиционные проекты и проводить их оценку;
- проводить оценку финансовых инструментов;
- планировать операционную деятельность организации;
- организовывать переговорный процесс, в том числе с использованием современных средств коммуникации.
Менеджеры работают в сфере управления и поэтому могут найти себе применение практически на любом предприятии: на заводах и в производственных компаниях, банках, туристических, медицинских, строительных компаниях.
Рабочее место менеджера располагается в офисе. В работе менеджеры используют ручные средства труда, средства обеспечения оперативной связи, персональный компьютер с выходом в Интернет.
Специальной формы для менеджера не предусмотрено.
Рабочая поза – положение сидя, поэтому возможны такие профессиональные заболевания, как боли в спине и шее. Кроме того, работа в постоянном напряжении и стрессовой ситуации может привести к усталости, неврозам и депрессии.
Работать менеджером можно после получения среднего профессионального либо высшего образования в области менеджмента.
Образовательные организации среднего профессионального образования:
- Всероссийский аграрный колледж заочного образования;
- Государственный колледж технологии и управления "Колледжный комплекс" Московской области;
- Егорьевский авиационный технический колледж – Филиал Московского государственного технического университета гражданской авиации;
- Жуковский авиационный техникум имени В.А.Казакова;
- Королёвский государственный техникум технологии и дизайна одежды;
- Королёвский колледж космического машиностроения и технологии;
- Московский кооперативный техникум;
- Ногинский торгово-экономический техникум;
- Правдинский лесхоз-техникум;
- Республиканский политехнический колледж;
- Яхромский аграрный колледж.
Образовательные организации высшего образования:
- Российская таможенная академия;
- Российский государственный университет туризма и сервиса;
- Российская международная академия туризма;
- Одинцовский гуманитарный университет;
- Финансово-технологическая академия;
- Московский государственный областной социально-гуманитарный институт;
- Институт технологии туризма;
- Московская государственная академия физической культуры;
- Московский областной институт управления и права;
- Гуманитарно-социальный институт;
- Подольский социально-спортивный институт;
- Московский региональный социально-экономический институт.
Перспективы карьерного роста менеджера связаны с повышением квалификации. Со временем можно перейти на позиции среднего уровня и в конечном итоге стать топ-менеджером, руководителем предприятия. У менеджеров как специалистов в области управления хорошие перспективы в плане создания собственного дела.