Методист

Названия профессии

Методист

Специальности СПО «Организация воспитательной деятельности» (050702), «Педагогика дополнительного образования» (050710).

Специальности ВПО «Педагогика» (050700), «Педагогика и методика дошкольного образования» (050707), «Педагогика и методика начального образования» (ОКСО: 050708), «Педагогика и психология» (ОКСО: 050706).

В начало
Сферы профессиональной деятельности

Наука, Образование

В начало
Классификация профессии

Тип профессии по предмету труда: основная деятельность методиста связана с работой с людьми, что позволяет отнести профессию по предмету труда к типу «Человек–Человек». Дополнительно профессию можно отнести к типу «Человек – Знаковая система», так как методисту приходится много работать с литературой.

Тип профессии по признаку цели: преобразующий.

Тип профессии по средствам труда: ручной.

Тип профессии по условиям труда: работа в условиях повышенной моральной ответственности за жизнь человека.

Класс профессии: творческий (эвристический); работа методиста связана с анализом, планированием, организацией и управлением, конструированием, принятием нестандартных решений; требует независимого оригинального мышления.

В начало
Описание профессии

Методист – специалист, оказывающий инструктивно-методическую помощь в организации работы образовательных учреждений всех типов.

77_03_01.jpg

Основная деятельность методиста связана с разработкой новых и совершенствованием существующих методик в различных профессиональных областях.

К основным обязанностям методиста относятся:

  • организация методической работы образовательных учреждений, методических, учебно-методических кабинетов (центров);
  • анализ состояния учебно-методической (учебно-тренировочной) и воспитательной работы в учреждениях и разработка предложений по повышению ее эффективности;
  • в учреждениях дополнительного образования – участие в комплектовании учебных групп, кружков и объединений обучающихся;
  • оказание помощи педагогическим работникам в определении содержания, форм, методов и средств обучения;
  • участие в разработке методических и информационных материалов, диагностике, прогнозировании и планировании подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов учреждений;
  • составление учебных, учебно-тематических планов и программ по дисциплинам и учебным курсам.

В начало
Требования к индивидуальным особенностям специалиста

Методист должен обладать такими личностными качествами, как порядочность, высокая ответственность и моральная устойчивость, честность, способность к сопереживанию, аккуратность, организованность, чувство такта, сдержанность, бескорыстие, внимательность.

77_03_02.jpg

К профессионально важным качествам методиста относятся:

  • коммуникабельность;
  • умение быстро принимать решения;
  • аналитические способности;
  • организаторские способности;
  • практицизм;
  • развитая интуиция;
  • хорошая память;
  • психологическая устойчивость;
  • жизнерадостность;
  • высокий уровень культуры;
  • активность.

В начало
Медицинские противопоказания

К медицинским противопоказаниям, препятствующим работе методистом, относятся:

  • нарушения слуха, речи, значительные нарушении зрения;
  • судороги, потери сознания;
  • сердечно-сосудистые заболевания;
  • вестибулярные расстройства, нарушение чувства равновесия;
  • расстройства координации движений;
  • заболевания центральной нервной системы;
  • психические расстройства.

В начало
Требования к профессиональной подготовке

Методист должен хорошо знать: правовые нормы педагогической деятельности и образования; сущность и структуру образовательных процессов; закономерности физиологического и психического развития детей и особенности их проявления в образовательном процессе в разные возрастные периоды.

77_03_03.jpg

Методист должен уметь:

  • системно анализировать и выбирать воспитательные и образовательные концепции;
  • использовать методы психологической и педагогической диагностики для решения профессиональных задач;
  • учитывать различные контексты (социальные, культурные, национальные), в которых протекают процессы обучения, воспитания и социализации;
  • учитывать в педагогическом взаимодействии особенности индивидуального развития учащихся;
  • создавать педагогически целесообразную и психологически безопасную образовательную среду;
  • использовать в учебно-воспитательном процессе современные образовательные ресурсы;
  • организовывать внеучебную деятельность обучающихся.

В начало
Условия труда

Методисты могут работать в образовательных учреждениях всех типов: детских садах, школах, лицеях, гимназиях, колледжах, университетах, организациях повышения квалификации работников образования, учреждениях дополнительного образования.

77_03_04.jpg

В работе методисты используют ручные средства труда, современные технические средства (проекторы, персональные компьютеры, интерактивные доски), специализированную литературу и периодические издания. Рабочее место должно быть хорошо освещено, иметь возможность для регулярного проветривания.

Специальной формы не предусмотрено.

В начало
Профессиональные риски

Методисты постоянно работают с людьми, поэтому существует вероятность заражения различными заболеваниями, передающимися воздушно-капельным или контактным путем. Деятельность методиста связана с высокой степенью ответственности, моральным давлением со стороны общества, что может повлечь за собой нравственно-психологические проблемы, привести к неврозам и депрессии, сердечно-сосудистым заболеваниям.

В начало
Требуемое профессиональное образование

Для овладения профессией методиста необходимо либо среднее профессиональное либо высшее образование.

В начало
Карьерный рост

Перспективы карьерного роста специалистов в области методической работы связаны с повышением квалификации.

Профессиональный рост методиста может предполагать и управленческий путь, когда специалист, постепенно совершенствуясь, может стать руководителем методического подразделения учебного заведения либо заместителем руководителя по методической работе.

В начало
3.151722091297