Методист
Методист
Специальности СПО «Организация воспитательной деятельности» (050702), «Педагогика дополнительного образования» (050710).
Специальности ВПО «Педагогика» (050700), «Педагогика и методика дошкольного образования» (050707), «Педагогика и методика начального образования» (ОКСО: 050708), «Педагогика и психология» (ОКСО: 050706).
Наука, Образование
Тип профессии по предмету труда: основная деятельность методиста связана с работой с людьми, что позволяет отнести профессию по предмету труда к типу «Человек–Человек». Дополнительно профессию можно отнести к типу «Человек – Знаковая система», так как методисту приходится много работать с литературой.
Тип профессии по признаку цели: преобразующий.
Тип профессии по средствам труда: ручной.
Тип профессии по условиям труда: работа в условиях повышенной моральной ответственности за жизнь человека.
Класс профессии: творческий (эвристический); работа методиста связана с анализом, планированием, организацией и управлением, конструированием, принятием нестандартных решений; требует независимого оригинального мышления.
Методист – специалист, оказывающий инструктивно-методическую помощь в организации работы образовательных учреждений всех типов.
Основная деятельность методиста связана с разработкой новых и совершенствованием существующих методик в различных профессиональных областях.
К основным обязанностям методиста относятся:
- организация методической работы образовательных учреждений, методических, учебно-методических кабинетов (центров);
- анализ состояния учебно-методической (учебно-тренировочной) и воспитательной работы в учреждениях и разработка предложений по повышению ее эффективности;
- в учреждениях дополнительного образования – участие в комплектовании учебных групп, кружков и объединений обучающихся;
- оказание помощи педагогическим работникам в определении содержания, форм, методов и средств обучения;
- участие в разработке методических и информационных материалов, диагностике, прогнозировании и планировании подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов учреждений;
- составление учебных, учебно-тематических планов и программ по дисциплинам и учебным курсам.
Методист должен обладать такими личностными качествами, как порядочность, высокая ответственность и моральная устойчивость, честность, способность к сопереживанию, аккуратность, организованность, чувство такта, сдержанность, бескорыстие, внимательность.
К профессионально важным качествам методиста относятся:
- коммуникабельность;
- умение быстро принимать решения;
- аналитические способности;
- организаторские способности;
- практицизм;
- развитая интуиция;
- хорошая память;
- психологическая устойчивость;
- жизнерадостность;
- высокий уровень культуры;
- активность.
К медицинским противопоказаниям, препятствующим работе методистом, относятся:
- нарушения слуха, речи, значительные нарушении зрения;
- судороги, потери сознания;
- сердечно-сосудистые заболевания;
- вестибулярные расстройства, нарушение чувства равновесия;
- расстройства координации движений;
- заболевания центральной нервной системы;
- психические расстройства.
Методист должен хорошо знать: правовые нормы педагогической деятельности и образования; сущность и структуру образовательных процессов; закономерности физиологического и психического развития детей и особенности их проявления в образовательном процессе в разные возрастные периоды.
Методист должен уметь:
- системно анализировать и выбирать воспитательные и образовательные концепции;
- использовать методы психологической и педагогической диагностики для решения профессиональных задач;
- учитывать различные контексты (социальные, культурные, национальные), в которых протекают процессы обучения, воспитания и социализации;
- учитывать в педагогическом взаимодействии особенности индивидуального развития учащихся;
- создавать педагогически целесообразную и психологически безопасную образовательную среду;
- использовать в учебно-воспитательном процессе современные образовательные ресурсы;
- организовывать внеучебную деятельность обучающихся.
Методисты могут работать в образовательных учреждениях всех типов: детских садах, школах, лицеях, гимназиях, колледжах, университетах, организациях повышения квалификации работников образования, учреждениях дополнительного образования.
В работе методисты используют ручные средства труда, современные технические средства (проекторы, персональные компьютеры, интерактивные доски), специализированную литературу и периодические издания. Рабочее место должно быть хорошо освещено, иметь возможность для регулярного проветривания.
Специальной формы не предусмотрено.
Методисты постоянно работают с людьми, поэтому существует вероятность заражения различными заболеваниями, передающимися воздушно-капельным или контактным путем. Деятельность методиста связана с высокой степенью ответственности, моральным давлением со стороны общества, что может повлечь за собой нравственно-психологические проблемы, привести к неврозам и депрессии, сердечно-сосудистым заболеваниям.
Для овладения профессией методиста необходимо либо среднее профессиональное либо высшее образование.
Образовательные организации среднего профессионального образования:
Образовательные организации высшего образования:- Гуманитарно-социальный институт;
- Институт бизнеса, психологии и управления;
- Московский государственный областной гуманитарный институт;
- Московский государственный областной социально-гуманитарный институт;
- Сергиево-Посадский филиал Московского государственного гуманитарного университета имени М. А. Шолохова).
Перспективы карьерного роста специалистов в области методической работы связаны с повышением квалификации.
Профессиональный рост методиста может предполагать и управленческий путь, когда специалист, постепенно совершенствуясь, может стать руководителем методического подразделения учебного заведения либо заместителем руководителя по методической работе.