Оператор связи
Оператор связи (телефонист, телеграфист)
Информационные технологии
Обслуживание
Тип профессии по предмету труда: основная деятельность оператора связи заключается в постоянном общении с людьми, что позволяет отнести ее по предмету труда к типу «Человек – Человек». Также профессию можно отнести к типу «Человек – Знаковая система», так как она связана со знаковой информацией: цифрами, расчетами, таблицами.
Тип профессии по средствам труда: профессия, связанная с применением автоматизированных и автоматических систем.
Тип профессии по условиям труда: работа в «комнатных» условиях.
Класс профессии: исполнительский (алгоритмический); работа оператора связи предполагает выполнение стандартных задач по образцу, с четким соблюдением установленных правил, нормативов, инструкций.
Оператор связи – специалист, осуществляющий работы по обслуживанию всех видов телефонной связи, по приему и передаче телеграмм по аппаратам различных типов.
К основным обязанностям работника относятся:
- прием звонков и распределение их по внутренней телефонной сети организации;
- контроль работы каналов связи и информирование об их повреждении специалистов соответствующих служб;
- ведение учета принятой информации, оформление необходимой документации в рамках выполнения работ;
- соединение телефонных абонентов местной, внутризоновой, междугородней, международной связи по заказной системе обслуживания, а также в переговорных пунктах телефонной связи;
- прием от абонентов платежей, заявлений, оформление договоров, осуществление расчетов с абонентами;
- прием и оформление телеграмм всех видов и категорий;
- прием и передача сообщений по факсу, телексу, электронной почте;
- прием оплаты от абонентов за услуги телеграфной связи;
- обработка, назначение и передача телеграмм всех видов и категорий;
- ведение служебной переписки.
Оператор связи должен обладать такими личностными качествами, как внимательность, ответственность, терпеливость, аккуратность, целеустремленность, общительность.
К профессионально важным качествам оператора связи относятся:
- развитое вербальное мышление;
- гибкость и динамичность мышления;
- развитая, грамотная речь;
- терпение;
- выдержка;
- эмоциональная устойчивость;
- вежливость;
- способность быстро принимать решения;
- высокий уровень концентрации, распределения и переключения внимания.
К медицинским противопоказаниям, препятствующим работе оператором связи, относятся:
- заболевания нервной системы;
- полная или частичная потеря слуха;
- психические расстройства;
- расстройства внимания;
- хронические инфекционные заболевания;
- нарушения речи.
Оператор связи должен хорошо знать: этикет телефонного общения; тарифы на услуги телефонной связи (местные, внутризоновые, междугородние, международные телефонные разговоры); технологические процессы передачи, приема и обработки телеграмм; правила эксплуатации технических средств телеграфного оборудования; порядок оказания услуг, технологически связанных с услугой «телеграмма»; тарифы на дополнительные услуги телеграфной связи.
Оператор связи должен уметь:
- осуществлять соединение абонентов для телефонных переговоров;
- записывать телефонограммы и иную передаваемую информацию;
- оформлять необходимую учетную документацию;
- рассчитывать стоимость оказанных услуг на основании тарифов на услуги телефонной и телеграфной связи;
- определять и устранять несложные повреждения, мелкие неисправности на рабочем месте;
- оказывать консультационную помощь потребителям при оказании дополнительных услуг.
На сегодняшний день профессия оператора связи является востребованной. Специалисты данного профиля необходимы в пунктах приема в городских отделениях связи, на почтамтах, предприятиях, на которых активно используются средства телеграфной связи. Особенно востребованы представители данной профессий в отдаленных населенных пунктах.
Операторы связи работают, как правило, в коллективе из нескольких специалистов. Они проводят весь рабочий день в помещении. Работа происходит преимущественно сидя.
Рабочие места сотрудников почты оборудованы персональными компьютерами и средствами связи.
Операторы связи должны придерживаться официально-делового стиля одежды. Специальной формы не предусмотрено.
Рабочая поза оператора связи – положение сидя, поэтому возможны профессиональные заболевания, сопровождающиеся болями в спине и шее. Работа в постоянном напряжении и стрессовой ситуации может привести к усталости, неврозам и депрессии. Постоянная работа с компьютером может вызвать заболевания зрительной системы.
Профессиональное образование не требуется. Тем не менее существуют специальные курсы. Возможно обучение в процессе работы.
Карьерный рост оператора связи может быть связан с получением высшего образования. Возможен и управленческий путь развития карьеры, когда специалист, совершенствуя знания и навыки, может стать начальником отделения связи.