Оператор связи

Названия профессии

Оператор связи (телефонист, телеграфист)

В начало
Сферы профессиональной деятельности

Информационные технологии
Обслуживание

В начало
Классификация профессии

Тип профессии по предмету труда: основная деятельность оператора связи заключается в постоянном общении с людьми, что позволяет отнести ее по предмету труда к типу «Человек – Человек». Также профессию можно отнести к типу «Человек – Знаковая система», так как она связана со знаковой информацией: цифрами, расчетами, таблицами.

Тип профессии по средствам труда: профессия, связанная с применением автоматизированных и автоматических систем.

Тип профессии по условиям труда: работа в «комнатных» условиях.

Класс профессии: исполнительский (алгоритмический); работа оператора связи предполагает выполнение стандартных задач по образцу, с четким соблюдением установленных правил, нормативов, инструкций.

В начало
Описание профессии

Оператор связи – специалист, осуществляющий работы по обслуживанию всех видов телефонной связи, по приему и передаче телеграмм по аппаратам различных типов.

79_03_01.jpg

К основным обязанностям работника относятся:

  • прием звонков и распределение их по внутренней телефонной сети организации;
  • контроль работы каналов связи и информирование об их повреждении специалистов соответствующих служб;
  • ведение учета принятой информации, оформление необходимой документации в рамках выполнения работ;
  • соединение телефонных абонентов местной, внутризоновой, междугородней, международной связи по заказной системе обслуживания, а также в переговорных пунктах телефонной связи;
  • прием от абонентов платежей, заявлений, оформление договоров, осуществление расчетов с абонентами;
  • прием и оформление телеграмм всех видов и категорий;
  • прием и передача сообщений по факсу, телексу, электронной почте;
  • прием оплаты от абонентов за услуги телеграфной связи;
  • обработка, назначение и передача телеграмм всех видов и категорий;
  • ведение служебной переписки.

В начало
Требования к индивидуальным особенностям специалиста

Оператор связи должен обладать такими личностными качествами, как внимательность, ответственность, терпеливость, аккуратность, целеустремленность, общительность.

79_03_02.jpg

К профессионально важным качествам оператора связи относятся:

  • развитое вербальное мышление;
  • гибкость и динамичность мышления;
  • развитая, грамотная речь;
  • терпение;
  • выдержка;
  • эмоциональная устойчивость;
  • вежливость;
  • способность быстро принимать решения;
  • высокий уровень концентрации, распределения и переключения внимания.

В начало
Медицинские противопоказания

К медицинским противопоказаниям, препятствующим работе оператором связи, относятся:

  • заболевания нервной системы;
  • полная или частичная потеря слуха;
  • психические расстройства;
  • расстройства внимания;
  • хронические инфекционные заболевания;
  • нарушения речи.

В начало
Требования к профессиональной подготовке

Оператор связи должен хорошо знать: этикет телефонного общения; тарифы на услуги телефонной связи (местные, внутризоновые, междугородние, международные телефонные разговоры); технологические процессы передачи, приема и обработки телеграмм; правила эксплуатации технических средств телеграфного оборудования; порядок оказания услуг, технологически связанных с услугой «телеграмма»; тарифы на дополнительные услуги телеграфной связи.

79_03_03.jpg

Оператор связи должен уметь:

  • осуществлять соединение абонентов для телефонных переговоров;
  • записывать телефонограммы и иную передаваемую информацию;
  • оформлять необходимую учетную документацию;
  • рассчитывать стоимость оказанных услуг на основании тарифов на услуги телефонной и телеграфной связи;
  • определять и устранять несложные повреждения, мелкие неисправности на рабочем месте;
  • оказывать консультационную помощь потребителям при оказании дополнительных услуг.

В начало
Область применения

На сегодняшний день профессия оператора связи является востребованной. Специалисты данного профиля необходимы в пунктах приема в городских отделениях связи, на почтамтах, предприятиях, на которых активно используются средства телеграфной связи. Особенно востребованы представители данной профессий в отдаленных населенных пунктах.

79_03_04.jpg

В начало
Условия труда

Операторы связи работают, как правило, в коллективе из нескольких специалистов. Они проводят весь рабочий день в помещении. Работа происходит преимущественно сидя.

Рабочие места сотрудников почты оборудованы персональными компьютерами и средствами связи.

Операторы связи должны придерживаться официально-делового стиля одежды. Специальной формы не предусмотрено.

В начало
Профессиональные риски

Рабочая поза оператора связи – положение сидя, поэтому возможны профессиональные заболевания, сопровождающиеся болями в спине и шее. Работа в постоянном напряжении и стрессовой ситуации может привести к усталости, неврозам и депрессии. Постоянная работа с компьютером может вызвать заболевания зрительной системы.

В начало
Требуемое профессиональное образование

Профессиональное образование не требуется. Тем не менее существуют специальные курсы. Возможно обучение в процессе работы.

В начало
Карьерный рост

Карьерный рост оператора связи может быть связан с получением высшего образования. Возможен и управленческий путь развития карьеры, когда специалист, совершенствуя знания и навыки, может стать начальником отделения связи.

В начало
3.151722091307