Няня
Няня (помощник воспитателя)
Специальность:
СПО «Дошкольное образование» (050704)
Наука, Образование
Обслуживание
Тип профессии по предмету труда: основная деятельность помощника воспитателя связана с работой с людьми, что позволяет отнести профессию по предмету труда к типу «Человек – Человек».
Тип профессии по признаку цели: преобразующий.
Тип профессии по средствам труда: ручной.
Тип профессии по условиям труда: работа в условиях повышенной моральной ответственности за жизнь человека
Класс профессии: исполнительский (алгоритмический); помощник воспитателя выполняет однотипную работу, организованную по заданному образцу.
Няня (помощник воспитателя) – специалист, занимающийся организацией обслуживания детей дошкольного возраста (до 7–8 лет).
Основная деятельность помощника воспитателя связана с уходом за детьми в детских дошкольных учреждениях.
К основным обязанностям работника относятся:
- уборка групповой комнаты, спальни, прихожей и других площадей влажным способом два раза в день;
- проветривание помещений, строгий контроль дезинфекционной обработки посуды и соблюдения дезинфекционного режима группы при карантине;
- оказание помощи воспитателю при подготовке к занятиям, сну и т. д.;
- контроль чистоты детских полотенец и постельного белья, смена белья согласно графику, контроль сохранности имущества группы;
- подача заявок на ремонт мебели и другого оборудования;
- получение питания в пищеблоке строго по графику, доставка пищи в группу в закрытой посуде;
- мытье окон;
- соблюдение санитарно-гигиенического режима в группе.
Для работы няней необходимы такие личностные качества, как порядочность, высокая ответственность и моральная устойчивость, честность, способность к сопереживанию, коммуникабельность, аккуратность, организованность, чувство такта, сдержанность, бескорыстие.
К профессионально важным качествам относятся:
- умение быстро принимать решения;
- аккуратность;
- развитая интуиция;
- любовь к детям;
- психологическая устойчивость;
- жизнерадостность;
- высокий уровень культуры;
- активность.
К медицинским противопоказаниям, препятствующим работе няней, относятся:
- нарушения слуха, речи, значительные нарушении зрения;
- судороги, потери сознания;
- сердечно-сосудистые заболевания;
- вестибулярные расстройства, нарушение чувства равновесия;
- расстройства координации движений;
- заболевания центральной нервной системы;
- психические расстройства.
Специалист в данной области должен хорошо знать: правила ухода за детьми; санитарно-гигиенические нормы содержания помещений, оборудования, инвентаря; правила санитарии и гигиены.
Няня должна уметь:
- оказывать первую медицинскую помощь;
- ухаживать за детьми;
- выполнять различные виды уборки;
- производить дезинфекцию.
Няни востребованы в детских садах, как в муниципальных, так и в частных и ведомственных.
Няни могут работать самостоятельно (в небольшом частном детском саду) или в коллективе из нескольких специалистов. Работа проходит преимущественно в помещении. Бóльшую часть дня няня проводит стоя.
В работе няня использует ручные средства труда. Рабочее место должно быть хорошо освещено, иметь возможность для регулярного проветривания.
Для помощника воспитателя предусмотрена форменная одежда.
Няня постоянно работает с людьми, поэтому существует вероятность заражения заболеваниями, передающимися воздушно-капельным или контактным путем. Работа няни связана с высокой степенью ответственности, моральным давлением со стороны общества и воспитуемых, что может повлечь за собой нравственно-психологические проблемы, привести к неврозам и депрессии, сердечно-сосудистым заболеваниям.
Для овладения профессией няни специального образования не требуется. Возможно получение среднего профессионального образования в области дошкольного воспитания.
Образовательные организации среднего профессионального образования:
Перспективы карьерного роста помощника воспитателя связаны с повышением квалификации, получением среднего профессионального либо высшего образования в области дошкольной педагогики.