Педагог дополнительного образования
Педагог дополнительного образования (репетитор)
Специальности:
СПО «Педагогика дополнительного образования» (050710)
ВПО «Педагогика» (050700)
Наука, Образование
Тип профессии по предмету труда: основная деятельность педагога дополнительного образования связана с работой с людьми, что позволяет отнести профессию по предмету труда к типу «Человек – Человек».
Тип профессии по признаку цели: преобразующий.
Тип профессии по средствам труда: ручной.
Тип профессии по условиям труда: работа в условиях повышенной моральной ответственности за жизнь человека.
Класс профессии: творческий (эвристический); работа связана с анализом, планированием, организацией и управлением, конструированием, принятием нестандартных решений; требует независимого оригинального мышления.
Педагог дополнительного образования (репетитор) – высококвалифицированный специалист в области педагогики и психологии, занимающийся оказанием услуг дополнительного образования.
Основная деятельность педагога дополнительного образования связана с организацией обучения детей вне учебных заведений.
К основным обязанностям работника относятся:
- обучение по выбранным предметам, с использованием наиболее эффективных форм, методов и средств обучения;
- формирование у учащихся профессиональных умений и навыков;
- подготовка учащихся к практической деятельности;
- формирование у учащихся навыков самостоятельной работы;
- проверка письменных работ;
- контроль и оценка уровня знаний учащихся;
- подготовка учащихся выпускных классов к поступлению в образовательные учреждения высшего образования.
Педагог дополнительного образования должен обладать такими личностными качествами, как порядочность, высокая ответственность и моральная устойчивость, честность, способность к сопереживанию, коммуникабельность, аккуратность, организованность, чувство такта, сдержанность, бескорыстие.
К профессионально важным качествам специалиста относятся:
- умение быстро принимать решения;
- организаторские способности;
- практицизм;
- развитая интуиция;
- любовь к детям;
- психологическая устойчивость;
- жизнерадостность;
- знание иностранных языков:
- развитый эстетический вкус;
- высокий уровень культуры;
- активность.
К медицинским противопоказаниям, препятствующим работе педагогом дополнительного образования, относятся:
- нарушения слуха, речи, значительные нарушении зрения;
- судороги, потери сознания;
- сердечно-сосудистые заболевания;
- вестибулярные расстройства, нарушение чувства равновесия;
- расстройства координации движений;
- заболевания центральной нервной системы;
- психические расстройства.
Специалист в данной области должен хорошо знать: педагогику, детскую и социальную психологию, дидактику, методики преподавания; возрастную и педагогическую психологию; содержание и принципы организации обучения по преподаваемому предмету; методику профессионального обучения.
Педагог дополнительного образования должен уметь:
- квалифицированно владеть теми знаниями и приемами, которым педагог обучает учащихся (русский язык, литература, математика, музыка, иностранный язык и т. д.);
- пользоваться техническими средствами обучения и компьютерной техникой;
- уметь вести обучение дистанционно.
В настоящее время профессия педагога дополнительного образования чрезвычайно востребована. Репетиторы могут работать в специализированных компаниях, занимающихся предоставлением образовательных услуг.
Репетиторы могут работать самостоятельно и в коллективе из нескольких специалистов. Бóльшую часть дня они проводят в помещении.
В работе репетиторы используют ручные средства труда и современные технические средства (проекторы, персональные компьютеры, интерактивные доски). Рабочее место должно быть хорошо освещено, иметь возможность для регулярного проветривания.
Специальная форма не предусмотрена.
Репетиторы постоянно работают с людьми, поэтому существует вероятность заражения различными заболеваниями, передающимися воздушно-капельным или контактным путем. Деятельность репетитора связана с высокой степенью ответственности, моральным давлением со стороны общества и воспитуемых, что может повлечь за собой нравственно-психологические проблемы, привести к неврозам и депрессии, сердечно-сосудистым заболеваниям.
Для овладения профессией репетитора необходимо среднее профессиональное либо высшее образование в области педагогики.
Образовательные организации среднего профессионального образования:
Образовательные организации высшего образования:
- Институт бизнеса, психологии и управления;
- Сергиево-Посадский филиал Московского государственного гуманитарного университета имени М. А. Шолохова;
- Московский государственный областной гуманитарный институт;
- Московский государственный областной социально-гуманитарный институт, г. Коломна;
- Гуманитарно-социальный институт, г. Люберцы.
Перспективы карьерного роста репетитора связаны в основном с открытием своего дела: частной школы, центра дополнительного образования либо агентства по подбору персонала в области образования и воспитания для работы в семьях.