Проводник пассажирских вагонов
Проводник пассажирских вагонов
Специальности:
- СПО «Сервис на транспорте (по видам транспорта)»
- ВПО «Сервис»
Обслуживание
Транспорт
Тип профессии по предмету труда: основная деятельность проводника пассажирских вагонов связана с обслуживанием пассажиров, что позволяет отнести ее по предмету труда к типу «Человек – Человек».
Тип профессии по признаку цели: гностический.
Тип профессии по средствам труда: ручной.
Тип профессии по условиям труда: работа в необычных условиях, работа в условиях повышенной моральной ответственности за жизнь людей.
Класс профессии: исполнительский (алгоритмический); по характеру труда профессия предполагает выполнение стандартных задач по образцу, с соблюдением установленных правил, нормативов, инструкций.
Проводник пассажирских вагонов – квалифицированный специалист, занимающийся обслуживанием пассажиров поезда.
Основная деятельность проводника пассажирских вагонов связана с организацией поездки пассажиров и оказанием им сервисных услуг.
К основным обязанностям работника относятся:
- обслуживание пассажиров поезда в пути и обеспечение их безопасности;
- содержание внутреннего оборудования вагона и съемного инвентаря в исправном состоянии;
- обеспечение безопасной посадки и высадки пассажиров;
- размещение пассажиров в вагоне в соответствии с их проездными документами;
- регулировка работы принудительной вентиляции, устройств кондиционирования воздуха, приборов освещения и отопления в зависимости от температуры наружного воздуха и количества пассажиров в вагоне;
- оповещение пассажиров о названиях остановочных пунктов и продолжительности стоянок поезда на них;
- оказание при необходимости первой (доврачебной) медицинской помощи пассажирам;
- своевременное оповещение начальника (механика-бригадира) поезда о наличии свободных и освобождающихся мест в вагонах (на специальных бланках);
- влажная и сухая уборка вагонов, уборка туалетов с применением дезинфицирующих растворов.
Проводник должен обладать такими личностными качествами, как эмоциональная устойчивость, пунктуальность, аккуратность, организованность, ответственность, доброжелательность, тактичность, настойчивость и твердость, отзывчивость.
К профессионально важным качествам проводника относятся:
- развитый вестибулярный аппарат;
- коммуникативные способности;
- четкая речь, хороший слух;
- наблюдательность;
- желание работать с людьми;
- эмоциональная сдержанность;
- вежливость;
- способность рационально действовать в экстремальных ситуациях;
- трудолюбие.
К медицинским противопоказаниям относятся:
- нервно-психические расстройства;
- заболевания сердца или нарушения артериального давления;
- судороги, потери сознания;
- некорректируемое снижение остроты зрения;
- нарушение цветоразличения, бинокулярного зрения;
- расстройства слуха;
- вестибулярные расстройства, нарушение чувства равновесия;
- расстройства координации движений;
- дрожание рук;
- расстройства речи;
- боязнь высоты;
- заболевания позвоночника, суставов;
- хронические инфекционные заболевания;
- кожные заболевания;
- заболевания органов дыхания;
- заболевания органов пищеварения и выделения.
Проводник пассажирских вагонов должен хорошо знать: порядок обслуживания и регулирования приборов отопления, принудительной вентиляции, электрооборудования, холодильных установок; правила пользования оборудованием, предназначенным для спасения пассажиров в аварийной ситуации; правила безопасной посадки и высадки пассажиров; правила оказания первой (доврачебной) помощи; географическое расположение важнейших станций железнодорожной сети; порядок пользования служебными расписаниями пассажирских поездов; применяемые формы учета и отчетности, порядок их составления и ведения.
Проводник пассажирских вагонов должен уметь:
- своевременно оказывать первую помощь пострадавшим при несчастных случаях;
- выполнять установленные мероприятия по обеспечению безопасности на транспорте.
Проводники пассажирских вагонов работают в железнодорожных компаниях различной формы собственности, занимающимися как внутренними, так и международными перевозками.
Проводники работают, как правило, в коллективе, состоящем из нескольких специалистов. Бóльшую часть рабочего времени проводят в поезде, как до его отправления, так и после прибытия в пункт назначения.
В работе проводники используют ручные средства труда.
В ходе следования поезда проводник активно перемещается по вагону. Осуществляет посадку пассажиров в вагон. Перед отправкой проверяет вагон, готовность пассажиров, затем проверяет билеты, раздает белье, чай, кондитерские изделия.Для проводников предусмотрена специальная форма, индивидуальная для каждой компании. Как правило, это белая рубашка, элегантный костюм и головной убор.
Работа проводника связана с профессиональными рисками. Поскольку бóльшую часть времени проводник проводит в положении стоя, велик риск возникновения заболеваний опорно-двигательного аппарата, а также варикозного расширения вен. В ходе работы проводник ежедневно сталкивается с большим количеством людей, что может повлечь заражение заболеваниями, передающимися воздушно-капельным и контактным путем.
Проводников обучают на специальных курсах. Проводником можно работать после получения среднего профессионального либо высшего образования по специальностям, связанным с сервисом на транспорте.
Образовательные организации среднего профессионального образования:
Образовательные организации высшего образования:- Российский государственный университет туризма и сервиса;
- Московский государственный областной социально-гуманитарный институт;
- Электростальский политехнический институт (филиал) Московского государственного машиностроительного университета;
- Институт социально-экономического прогнозирования и моделирования;
- Гжельский государственный художественно-промышленный институт;
- Российский университет кооперации.
Перспективы карьерного роста проводников связаны с повышением квалификации. Уровень заработной платы зависит от профессионализма и опыта работы.