Социальный педагог
Социальный педагог
Специальности:
· СПО «Социальная педагогика» (050711)
· ВПО «Социальная педагогика» (050711)
Наука, Образование
Тип профессии по предмету труда: основная деятельность социального педагога связана с работой с людьми, что позволяет отнести профессию по предмету труда к типу «Человек – Человек».
Тип профессии по признаку цели: преобразующий.
Тип профессии по средствам труда: ручной.
Тип профессии по условиям труда: работа в условиях повышенной моральной ответственности за жизнь человека.
Класс профессии: творческий (эвристический); по характеру труда профессия социального педагога связана с анализом, планированием, организацией и управлением, конструированием, принятием нестандартных решений, требует независимого оригинального мышления.
Социальный педагог – высококвалифицированный специалист в области педагогики и психологии, занимающийся организацией профилактической, социально значимой деятельности детей и взрослых.
Основная деятельность социального педагога связана с содействием развитию детей и подростков посредством воспитательной и коррекционной работы с ними в различных социумах; обеспечением превентивной профилактики различного рода негативных явлений (нравственного, физического, социального типа), отклонений в поведении людей, в их общении.
К основным обязанностям социального педагога относятся:
- осуществление социальной помощи и поддержки детей и подростков;
- оказание содействия в получении пособий и компенсаций, адресной помощи детям, материальной поддержки сиротам, выпускникам детских домов;
- социально-педагогический патронаж детей-инвалидов и детей из семей группы риска;
- диагностическая, коррекционная и реабилитационная работа с детьми с девиантным поведением и детьми, оказавшимися в трудных жизненных ситуациях;
- изучение социально-бытовых условий жизни ребенка, особенностей семьи, микросреды;
- диагностика социальных отклонений;
- социально-педагогическая коррекция и реабилитация личности, межличностных отношений, воспитательных влияний;
- защита прав детей и подростков;
- организация разносторонней, социально приемлемой культурно-досуговой деятельности детей и подростков;
- проведение профориентационной работы с детьми и подростками.
Социальный педагог должен обладать такими личностными качествами, как порядочность, высокая ответственность и моральная устойчивость, честность, способность к сопереживанию, аккуратность, организованность, чувство такта, сдержанность, бескорыстие.
Профессионально важные качества:
- коммуникабельность;
- умение быстро принимать решения;
- организаторские способности;
- практицизм;
- развитая интуиция;
- любовь к детям;
- психологическая устойчивость;
- жизнерадостность;
- чувство такта;
- высокий уровень культуры;
- развитое аналитическое мышление;
- трудолюбие;
- активность.
К медицинским противопоказаниям, препятствующим работе социальным педагогом, относятся:
- нарушения слуха, речи, значительные нарушении зрения;
- судороги, потери сознания;
- сердечно-сосудистые заболевания;
- вестибулярные расстройства, нарушение чувства равновесия;
- расстройства координации движений;
- заболевания центральной нервной системы;
- психические расстройства.
Специалист в данной области должен хорошо знать: основы психологии человека и психологические особенности детей школьного возраста; методику и технологию работы социального педагога; особенности анатомии и физиологии школьника и требования к обеспечению санитарно-гигиенических условий в школе; требования и способы обеспечения безопасности жизнедеятельности детей; основы организации деятельности образовательного учреждения и управления им.
Социальный педагог должен уметь:
- взаимодействовать (сотрудничать) с детьми;
- изучать на основе наблюдений личность детей, выявлять их затруднения и оказывать им содействие;
- вести разъяснительную педагогическую работу с родителями.
Профессия социального педагога востребована. Представители данной профессии могут работать в любых образовательных организациях.
Социальные педагоги могут работать самостоятельно или в коллективе из нескольких специалистов.
Бóльшую часть дня они проводят в помещении.
В работе социальные педагоги используют ручные средства труда (ручка, карандаш, краски, бумага для организации занятий с детьми) и современные технические средства (проекторы, персональные компьютеры, интерактивные доски). Рабочее место должно быть хорошо освещено, иметь возможность для регулярного проветривания.
Специальной формы не предусмотрено.
Социальные педагоги постоянно работают с людьми, поэтому существует большая опасность заражения различными заболеваниями, передающимися воздушно-капельным или контактным путем. Деятельность социального педагога связана с высокой степенью ответственности, давлением со стороны общества и воспитуемых, что может повлечь за собой нравственно-психологические проблемы, привести к неврозам и депрессии, сердечно-сосудистым заболеваниям.
Для овладения профессией социального педагога необходимо среднее профессиональное образование либо высшее образование в области педагогики.
Образовательные организации среднего профессионального образования:
Образовательные организации высшего образования:
Карьерного роста социального педагога связаны с накоплением опыта. В зависимости от опыта педагогам присваивается разряд. Карьера может предполагать и управленческий путь развития. Со временем социальный педагог может стать руководителем центра социальной помощи.