Специалист по предоставлению услуг связи (оператор связи)
Специалист по предоставлению услуг связи
Информационные технологии
Обслуживание
Тип профессии по предмету труда: основная деятельность оператора связи связана постоянным общением с людьми, что позволяет отнести ее по предмету труда к типу «Человек – Человек». Также профессию можно отнести к типу «Человек – Знаковая система», так как она связана со знаковой информацией: цифрами, расчетами, таблицами.
Тип профессии по признаку цели: исполнительский (алгоритмический).
Тип профессии по средствам труда: профессия, связанная с применением автоматизированных и автоматических систем.
Тип профессии по условиям труда: работа в «комнатных» условиях.
Класс профессии: исполнительский (алгоритмический); по характеру труда профессия предполагает выполнение стандартных задач по образцу, с четким соблюдением установленных правил, нормативов, инструкций.
Специалист по предоставлению услуг связи – специалист, оказывающий весь спектр услуг почтовой связи.
К основным обязанностям работника относятся:
- прием, сортировка, вручение и контроль почтовых отправлений, оформление почтовых операций;
- реализация знаков почтовой оплаты, товаров народного потребления, подписки периодических изданий;
- прием и выдача почтовых переводов, оформление страховых полисов по обязательному и добровольным видам страхования;
- оказание услуг на пунктах коллективного доступа в Интернет;
- учет, хранение и выдача денег и других ценностей.
Специалист по предоставлению услуг связи должен обладать такими личностными качествами, как внимательность, ответственность, терпеливость, аккуратность, целеустремленность, общительность.
К профессионально важным качествам специалиста по предоставлению услуг связи относятся:
- гибкость и динамичность мышления;
- развитая, грамотная речь;
- терпение;
- выдержка;
- эмоциональная устойчивость;
- вежливость;
- способность быстро принимать решения.
К медицинским противопоказаниям, препятствующим работе специалистом по предоставлению услуг связи, относятся:
- заболевания нервной системы;
- полная или частичная потеря слуха;
- психические расстройства;
- расстройства внимания;
- хронические инфекционные заболевания;
- нарушения речи.
Специалист по предоставлению услуг связи должен хорошо знать: виды почтовых отправлений; требования, предъявляемые к именным вещам и почтовой таре, к порядку ее обмена, учета; перечень именных вещей и объектов почтовой связи; назначение, использование, порядок хранения именных вещей; порядок приема и оформления почтовых отправлений; порядок оформления сопроводительных документов; порядок оформления входящих почтовых отправлений и вручения их адресатам; инструкции по эксплуатации почтово-кассовых машин при оформлении переводных и почтово-кассовых операций; порядок хранения, учета и рассылки знаков почтовой оплаты, денежных средств; правила оформления заказов по каталогам; инструкцию о выплате пенсий и пособий; порядок организации выплаты и доставки пенсий и других социальных выплат через организации федеральной почтовой связи с применением технологии электронного документооборота; порядок отправки отчетности по переводным операциям в отделении почтовой связи; правила обработки банковских документов; правила оказания банковских услуг (вклады, банковские карты); правила классификации и учета денег и условных ценностей; правила сортировки почтовых отправлений и периодической печати по доставочным участкам; принципы работы почтальонов и контроля их работы; правила ведения картотеки с доставочными карточками и контроль доставки корреспонденции и периодической печати; правила выдачи почтальонам поручений и денег для оплаты денежных переводов, прием отчета от почтальонов.
Специалист по предоставлению услуг связи должен уметь:
- оформлять соответствующие документы для обработки внутренних и почтовых отправлений;
- оформлять почтовые отправления;
- выписывать извещения, осуществлять прием, оплату, вручение, досыл, возврат почтовых отправлений на почтово-кассовых машинах;
- правильно оформлять, переадресовывать, доставлять периодические издания, сортировать их по доставочным участкам;
- организовывать и контролировать порядок приема переводов, платежей и социальных выплат;
- составлять отчетность по переводным операциям в отделении почтовой связи;
- оформлять кредитную документацию по потребительским и экспресс-кредитам;
- опечатывать хранилища почтовых отправлений, денежных сумм, условных ценностей;
- выдавать почтальонам поручения и деньги для оплаты денежных переводов и пенсий на дому, почтовые отправления и периодическую печать в установленном порядке.
Профессия специалиста по предоставлению услуг связи востребована. Специалисты данного профиля необходимы в каждом почтовом отделении.
Специалисты по предоставлению услуг связи работают, как правило, в коллективе из нескольких человек. Они проводят весь рабочий день в помещении. Работа проходит преимущественно сидя.
Рабочие места сотрудников оборудованы персональными компьютерами и средствами связи.
Сотрудники отделения связи должны придерживаться официально-делового стиля одежды. Специальной формы не предусмотрено.
Рабочая поза оператора связи – положение сидя, поэтому возможны такие профессиональные заболевания, как боли в спине и шее. Кроме того, работа в постоянном напряжении и стрессовой ситуации может привести к неврозам и депрессии. Постоянная работа с компьютером может вызвать заболевания зрительной системы.
Профессиональное образование не требуется. Возможно обучение в процессе работы.
Карьерный рост специалиста по предоставлению услуг связи может быть связан с получением высшего образования. Возможен управленческий путь развития карьеры, когда специалист, совершенствуя знания и навыки, может стать начальником отделения связи.