Учитель начальных классов
Учитель начальных классов
Специальности:
- СПО «Преподавание в начальных классах» (050709);
- ВПО «Педагогика и методика начального образования» (050708)
Наука, Образование
Тип профессии по предмету труда: основная деятельность учителя начальных классов связана с работой с людьми, что позволяет отнести профессию по предмету труда к типу «Человек – Человек».
Тип профессии по признаку цели: преобразующий.
Тип профессии по средствам труда: ручной.
Тип профессии по условиям труда: работа в условиях повышенной моральной ответственности за жизнь человека.
Класс профессии: творческий (эвристический); по характеру труда профессия учителя начальных классов связана с анализом, планированием, организацией и управлением, конструированием, принятием нестандартных решений, требует независимого оригинального мышления.
Учитель начальных классов – педагог, занимающийся обучением и воспитанием детей младшего школьного возраста.
Основная деятельность учителя начальных классов связана с организацией образовательного процесса в начальной школе.
К основным обязанностям работника относятся:
осуществление целостного педагогического процесса в соответствии с образовательными программами начальной школы;- организация внеучебной воспитательной работы как способа развития интересов, склонностей, удовлетворения запросов и потребностей детей;
- осуществление личностно ориентированного подхода в работе с младшими школьниками на основе изучения личности детей, анализа их обученности, проектирования развития личности школьников;
- оказание содействия специалистам в области коррекционной деятельности с детьми, имеющими отклонения;
- планирование образовательно-воспитательной работы (уроков, внеклассных мероприятий, системы контроля знаний и умений школьников) на основе изучения и анализа образовательных программ, учебных пособий, дидактических материалов, учебно-методической литературы;
- разъяснение родителям практически значимых для них положений школьной и семейной педагогики, психологии и методики обучения и воспитания детей младшего школьного возраста.
Личностные качества, необходимые для работы учителем начальных классов: порядочность, высокая ответственность и моральная устойчивость, честность, способность к сопереживанию, коммуникабельность, аккуратность, организованность, чувство такта, сдержанность, бескорыстие.
К профессионально важным качествам учителя начальных классов относятся:
- умение быстро принимать решения;
- организаторские способности;
- практицизм;
- развитая интуиция;
- любовь к детям;
- психологическая устойчивость;
- жизнерадостность;
- высокий уровень культуры;
- активная жизненная позиция.
Данная профессия не рекомендуется лицам, страдающим:
- нарушениями слуха, речи, зрения;
- судорогами, потерей сознания;
- сердечно-сосудистыми заболеваниями;
- расстройствами вестибулярного аппарата;
- заболеваниями центральной нервной системы;
- психическими расстройствами.
Специалист в данной области должен хорошо знать: цели, задачи, содержание, принципы, формы, методы и средства обучения и воспитания младших школьников; основы психологии человека, общую возрастную и педагогическую психологию, психологические особенности детей младшего школьного возраста; методики преподавания учебных предметов начальной школы; особенности анатомии и физиологии младших школьников и требования к обеспечению санитарно-гигиенических условий в школе.
Учитель начальных классов должен уметь:
- проектировать, планировать и осуществлять целостный педагогический процесс на основе анализа и оценки достигнутого уровня развития, обученности и воспитанности детей;
- организовывать методически обоснованный учебный процесс по всем учебным предметам начальной школы;
- обеспечивать достижение поставленных целей обучения и воспитания младших школьников;
- взаимодействовать (сотрудничать) с младшими школьниками;
- изучать на основе наблюдений личность детей, выявлять их затруднения и оказывать им содействие;
- вести педагогическую работу с родителями.
Учителя начальных классов востребованы в школах, лицеях и гимназиях. Они могут работать в детских садах, осуществляя подготовку детей к школе.
Учителя начальных классов, как правило, работают индивидуально. Они руководят классом в течение первых четырех лет обучения. Бóльшая часть рабочего дня проходит в помещении, в основном в положении стоя.
В работе учителя начальных классов используют ручные средства труда (ручка, карандаш, краски, бумага для организации занятий с детьми) и современные технические средства (проекторы, персональные компьютеры, интерактивные доски). Рабочее место должно быть хорошо освещено, иметь возможность для регулярного проветривания.
Специальная форма не предусмотрена.
Поскольку учителя начальных классов постоянно работают с людьми, существует вероятность заражения заболеваниями, передающимися воздушно-капельным или контактным путем. Деятельность учителя начальных классов связана с высокой степенью ответственности, моральным давлением со стороны общества и воспитуемых, что может повлечь нравственно-психологические проблемы, привести к неврозам и депрессии, сердечно-сосудистым заболеваниям.
Для овладения профессией «Учитель начальных классов» необходимо среднее профессиональное образование по специальности «Преподавание в начальных классах» либо высшее образование по специальности «Педагогика и методика начального образования».
Образовательные организации среднего профессионального образования:
- Клинский филиал Российского государственного социального университета, г. Клин;
- Зарайский педагогический колледж имени В. В. Виноградова, г. Зарайск;
- Ногинский филиал Московского государственного областного университета, г. Ногинск;
- Истринский профессиональный колледж Московской области, г. Истра.
Образовательные организации высшего образования:
- Московский областной институт управления, г. Балашиха;
- Институт бизнеса, психологии и управления, г. Химки;
- Московский государственный областной гуманитарный институт, г. Орехово-Зуево;
- Московский государственный областной социально-гуманитарный институт, г. Коломна;
- Сергиево-Посадский филиал Московского государственного гуманитарного университета имени М. А. Шолохова, г. Сергиев Посад.
Перспективы карьерного роста специалистов в области начального образования связаны с повышением квалификации. Карьерный рост учителя начальных классов может предполагать управленческий путь, когда специалист, постепенно совершенствуясь, становится заместителем директора образовательного учреждения. Учитель может со временем открыть частную школу, став индивидуальным предпринимателем.