Учитель начальных классов

Названия профессии

Учитель начальных классов

Специальности:

  • СПО «Преподавание в начальных классах» (050709);
  • ВПО «Педагогика и методика начального образования» (050708)

В начало
Сферы профессиональной деятельности

Наука, Образование

В начало
Классификация профессии

Тип профессии по предмету труда: основная деятельность учителя начальных классов связана с работой с людьми, что позволяет отнести профессию по предмету труда к типу «Человек – Человек».

Тип профессии по признаку цели: преобразующий.

Тип профессии по средствам труда: ручной.

Тип профессии по условиям труда: работа в условиях повышенной моральной ответственности за жизнь человека.

Класс профессии: творческий (эвристический); по характеру труда профессия учителя начальных классов связана с анализом, планированием, организацией и управлением, конструированием, принятием нестандартных решений, требует независимого оригинального мышления.

В начало
Описание профессии

Учитель начальных классов – педагог, занимающийся обучением и воспитанием детей младшего школьного возраста.

96_03_01.jpg

Основная деятельность учителя начальных классов связана с организацией образовательного процесса в начальной школе.

К основным обязанностям работника относятся:

осуществление целостного педагогического процесса в соответствии с образовательными программами начальной школы;
  • организация внеучебной воспитательной работы как способа развития интересов, склонностей, удовлетворения запросов и потребностей детей;
  • осуществление личностно ориентированного подхода в работе с младшими школьниками на основе изучения личности детей, анализа их обученности, проектирования развития личности школьников;
  • оказание содействия специалистам в области коррекционной деятельности с детьми, имеющими отклонения;
  • планирование образовательно-воспитательной работы (уроков, внеклассных мероприятий, системы контроля знаний и умений школьников) на основе изучения и анализа образовательных программ, учебных пособий, дидактических материалов, учебно-методической литературы;
  • разъяснение родителям практически значимых для них положений школьной и семейной педагогики, психологии и методики обучения и воспитания детей младшего школьного возраста.

В начало
Требования к индивидуальным особенностям специалиста

Личностные качества, необходимые для работы учителем начальных классов: порядочность, высокая ответственность и моральная устойчивость, честность, способность к сопереживанию, коммуникабельность, аккуратность, организованность, чувство такта, сдержанность, бескорыстие.

96_03_02.jpg

К профессионально важным качествам учителя начальных классов относятся:

  • умение быстро принимать решения;
  • организаторские способности;
  • практицизм;
  • развитая интуиция;
  • любовь к детям;
  • психологическая устойчивость;
  • жизнерадостность;
  • высокий уровень культуры;
  • активная жизненная позиция.

В начало
Медицинские противопоказания

Данная профессия не рекомендуется лицам, страдающим:

  • нарушениями слуха, речи, зрения;
  • судорогами, потерей сознания;
  • сердечно-сосудистыми заболеваниями;
  • расстройствами вестибулярного аппарата;
  • заболеваниями центральной нервной системы;
  • психическими расстройствами.

В начало
Требования к профессиональной подготовке

Специалист в данной области должен хорошо знать: цели, задачи, содержание, принципы, формы, методы и средства обучения и воспитания младших школьников; основы психологии человека, общую возрастную и педагогическую психологию, психологические особенности детей младшего школьного возраста; методики преподавания учебных предметов начальной школы; особенности анатомии и физиологии младших школьников и требования к обеспечению санитарно-гигиенических условий в школе.

96_03_03.jpg

Учитель начальных классов должен уметь:

  • проектировать, планировать и осуществлять целостный педагогический процесс на основе анализа и оценки достигнутого уровня развития, обученности и воспитанности детей;
  • организовывать методически обоснованный учебный процесс по всем учебным предметам начальной школы;
  • обеспечивать достижение поставленных целей обучения и воспитания младших школьников;
  • взаимодействовать (сотрудничать) с младшими школьниками;
  • изучать на основе наблюдений личность детей, выявлять их затруднения и оказывать им содействие;
  • вести педагогическую работу с родителями.

В начало
Область применения

Учителя начальных классов востребованы в школах, лицеях и гимназиях. Они могут работать в детских садах, осуществляя подготовку детей к школе.

В начало
Условия труда

Учителя начальных классов, как правило, работают индивидуально. Они руководят классом в течение первых четырех лет обучения. Бóльшая часть рабочего дня проходит в помещении, в основном в положении стоя.

96_03_04.jpg

В работе учителя начальных классов используют ручные средства труда (ручка, карандаш, краски, бумага для организации занятий с детьми) и современные технические средства (проекторы, персональные компьютеры, интерактивные доски). Рабочее место должно быть хорошо освещено, иметь возможность для регулярного проветривания.

Специальная форма не предусмотрена.

В начало
Профессиональные риски

Поскольку учителя начальных классов постоянно работают с людьми, существует вероятность заражения заболеваниями, передающимися воздушно-капельным или контактным путем. Деятельность учителя начальных классов связана с высокой степенью ответственности, моральным давлением со стороны общества и воспитуемых, что может повлечь нравственно-психологические проблемы, привести к неврозам и депрессии, сердечно-сосудистым заболеваниям.

В начало
Требуемое профессиональное образование

Для овладения профессией «Учитель начальных классов» необходимо среднее профессиональное образование по специальности «Преподавание в начальных классах» либо высшее образование по специальности «Педагогика и методика начального образования».

В начало
Образовательные учреждения
В начало
Карьерный рост

Перспективы карьерного роста специалистов в области начального образования связаны с повышением квалификации. Карьерный рост учителя начальных классов может предполагать управленческий путь, когда специалист, постепенно совершенствуясь, становится заместителем директора образовательного учреждения. Учитель может со временем открыть частную школу, став индивидуальным предпринимателем.

В начало
3.151722091279