Тьютор
Тьютор
Специальность:
ВПО «Педагогика» (050700)Наука, Образование
Тип профессии по предмету труда: основная деятельность тьютора связана с работой с людьми, что позволяет отнести профессию по предмету труда к типу «Человек – Человек».
Тип профессии по признаку цели: преобразующий.
Тип профессии по средствам труда: ручной.
Тип профессии по условиям труда: работа в условиях повышенной моральной ответственности за жизнь человека.
Класс профессии: творческий (эвристический); по характеру труда профессия тьютора связана с анализом, планированием, организацией и управлением, конструированием, принятием нестандартных решений, требует независимого оригинального мышления.
Тьютор – высококвалифицированный специалист в области педагогики и психологии, занимающийся разработкой индивидуальных образовательных программ учащихся и студентов и сопровождением процесса индивидуального образования в образовательных организациях различного уровня.
К основным обязанностям работника относятся:
- организация процесса индивидуальной работы с обучающимися по выявлению, формированию и развитию познавательных интересов;
- организация персонального сопровождения учеников в образовательном пространстве предпрофильной подготовки и профильного обучения;
- распределение и оценка ресурсов всех видов для реализации поставленных целей совместно с обучающимся;
- создание условий для индивидуализации процесса обучения (составление индивидуальных учебных планов и планирование индивидуальных образовательно-профессиональных траекторий);
- организация взаимодействия обучающегося с учителями и другими педагогическими работниками для коррекции индивидуального учебного плана.
Личностные качества, необходимые для работы тьютором: порядочность, высокая ответственность и моральная устойчивость, честность, способность к сопереживанию, коммуникабельность, аккуратность, организованность, чувство такта, сдержанность, бескорыстие.
К профессионально важным качествам, необходимым для работы тьютором, относятся:
- умение быстро принимать решения;
- организаторские способности;
- практицизм;
- развитая интуиция;
- аналитический склад ума;
- любовь к детям;
- психологическая устойчивость;
- жизнерадостность;
- развитый эстетический вкус;
- высокий уровень культуры;
- активность.
Данная профессия не рекомендуется лицам, страдающим:
- нарушениями слуха, речи, зрения;
- судорогами, потерей сознания;
- сердечно-сосудистыми заболеваниями;
- расстройствами вестибулярного аппарата;
- заболеваниями центральной нервной системы;
- психическими расстройствами.
Специалист в данной области должен хорошо знать: основы педагогики, детской, возрастной и социальной психологии; психологию отношений; индивидуальные и возрастные особенности детей и подростков; возрастную физиологию; школьную гигиену; методы и формы мониторинга деятельности обучающихся; педагогическую этику; теорию и методику воспитательной работы, организации свободного времени обучающихся; технологии открытого образования и тьюторские технологии; современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода.
Тьютор должен уметь:
- проектировать, планировать и осуществлять целостный педагогический процесс на основе анализа и оценки достигнутого уровня развития и обученности детей;
- организовывать методически обоснованный учебный процесс по учебным предметам школы;
- изучать на основе наблюдений личность детей, выявлять их затруднения и оказывать им содействие;
- вести педагогическую работу с родителями;
- пользоваться техническими средствами обучения и компьютерной техникой;
- владеть навыками самообразования и самовоспитания.
Тьюторы приходят на смену классным руководителям в школах. Сегодня тьюторы востребованы в области социальной работы с проблемными семьями, в детских садах, колледжах и вузах, инклюзивном и дистанционном образовании.
Тьюторы могут работать самостоятельно или в составе коллектива. Бóльшую часть дня работа проходит в помещении.
В работе тьюторы используют ручные средства труда (ручка, карандаш, краски, бумага для организации занятий с детьми) и современные технические средства (проекторы, персональные компьютеры, интерактивные доски). Рабочее место должно быть хорошо освещено, иметь возможность для регулярного проветривания.
Специальной формы не предусмотрено.
Поскольку тьюторы работают с людьми, существует большая опасность заражения различными заболеваниями, передающимися воздушно-капельным или контактным путем. Деятельность тьютора связана с ответственностью, моральным давлением со стороны общества и воспитуемых, что может повлечь за собой нравственно-психологические проблемы, привести к неврозам и депрессии, сердечно-сосудистым заболеваниям.
Для овладения профессией «Тьютор» необходимо высшее профессиональное образование в области педагогики.
Образовательные организации высшего образования:
- Московский государственный областной университет, г. Мытищи;
- Академия гражданской защиты МЧС России;
- Московский государственный областной социально-гуманитарный институт, г. Коломна;
- Московский государственный областной гуманитарный институт, г. Орехово-Зуево;
- Сергиево-Посадский филиал Московского государственного гуманитарного университета имени М.А.Шолохова, г. Сергиев Посад;
- Одинцовский гуманитарный университет, г. Одинцово;
- Муниципальный институт г. Жуковского;
- Гжельский государственный художественно-промышленный институт, Раменский район, пос. Электроизолятор;
- Гуманитарно-социальный институт, г. Люберцы-Красково;
- Клинский филиал Российского государственного социального университета, г. Клин;
- Дедовский филиал Российского государственного социального университета, г. Дедовск;
- Волоколамский филиал Российского нового университета, г. Волоколамск.
Перспективы карьерного роста тьютора связаны в основном с открытием своего дела: частной школы, центра дополнительного образования, центра инклюзивного образования. Карьерный рост может предполагать управленческий путь, когда тьютор со временем может стать руководителем образовательного центра.