Бортпроводник
Бортпроводник
Специальность СПО «Сервис на транспорте (по видам транспорта)» (43.02.06).
Специальность ВПО «Сервис» (43.03.01)
Обслуживание
Транспорт
Тип профессии по предмету труда: основная деятельность бортпроводника связана с обслуживанием пассажиров, что позволяет отнести ее по предмету труда к типу «Человек – Человек».
Тип профессии по признаку цели: гностический.
Тип профессии по средствам труда: ручной.
Тип профессии по условиям труда: работа в необычных условиях (на высоте), работа в условиях повышенной моральной ответственности за жизнь людей.
Класс профессии: исполнительский (алгоритмический) класс, так как работа бортпроводника предполагает выполнение стандартных задач по образцу, с четким соблюдением установленных правил, нормативов, инструкций.
Бортпроводник – квалифицированный специалист, обслуживающий пассажиров и экипаж на борту самолета.
Основная деятельность бортпроводника связана с организацией безопасного полета для пассажиров рейса и оказанием сервисных услуг пассажирам во время полета.
К основным обязанностям работника относятся:
- проведение предполетной подготовки, контроль готовности бытового оборудования и помещения воздушного судна к рейсу, прием мягкого инвентаря и питания на борт;
- обеспечение приема и размещения коммерческой загрузки, багажа в соответствии с требованиями центровки;
- проведение мероприятий по обеспечению безопасности пассажиров в полете, четкие и грамотные действия в аварийной обстановке;
- использование в аварийных ситуациях аварийно-спасательного оборудования;
- контроль соблюдения пассажирами правил безопасности на борту;
- квалифицированное обслуживание пассажиров, проведение мероприятий по обслуживанию согласно технологической карте рейса;
- проведение справочно-информационной работы с пассажирами в полете, доведение до пассажиров информации о правилах поведения и безопасности на борту;
- контроль санитарного состояния воздушного судна, поддержание чистоты и порядка в пассажирских салонах и на рабочих местах;
- осмотр воздушного судна до посадки и после ухода пассажиров с целью обнаружения забытых вещей и посторонних предметов;
- оповещение командира воздушного судна о готовности к рейсу, обо всех недостатках, возникших в полете, при проведении предполетной подготовки.
Бортпроводник должен обладать такими личностными качествами, как эмоциональная устойчивость, пунктуальность, организованность, ответственность, доброжелательность, тактичность, настойчивость и твердость, отзывчивость.
К профессионально важным качествам бортпроводника относятся:
- коммуникативные способности;
- хорошее знание одного (обязателен английский) или нескольких иностранных языков;
- четкая речь;
- хороший слух, дикция;
- наблюдательность;
- аккуратность;
- желание работать с людьми;
- эмоциональная сдержанность;
· хорошие манеры.
К медицинским противопоказаниям, препятствующим работе бортпроводником, относятся:
- нервно-психические расстройства;
- заболевания сердца или нарушения артериального давления;
- судороги, потери сознания;
- некорректируемое снижение остроты зрения;
- нарушение цветоразличения, бинокулярного зрения;
- расстройства слуха;
- вестибулярные расстройства, нарушение чувства равновесия;
- расстройства координации движений;
- дрожание рук;
- расстройства речи;
- боязнь высоты;
- заболевания позвоночника, суставов или нижних конечностей;
- хронические инфекционные заболевания;
- кожные заболевания;
- заболевания органов дыхания;
- заболевания органов пищеварения и выделения.
Бортпроводник должен хорошо знать: нормы и правила профессионального поведения и этикета; особенности делового общения и его специфику в сфере обслуживания; правила оказания первой помощи; структуру и функции службы безопасности на транспорте; содержание мероприятий по обеспечению безопасности на транспорте; порядок и систему взаимодействия службы безопасности транспорта с другими службами и ведомствами; порядок действий персонала в чрезвычайных ситуациях на транспорте; один или несколько иностранных языков.
Бортпроводник должен уметь:
- своевременно оказывать первую помощь пострадавшим при несчастных случаях;
- выполнять установленные мероприятия по обеспечению безопасности на транспорте.
Бортпроводники работают в авиакомпаниях.
Бортпроводники работают, как правило, в составе экипажа самолета. Бóльшую часть рабочего времени они проводят на воздушном судне (и до полета, и после). Значительную часть дня бортпроводник проводит на борту самолета в воздухе, что требует крепкого здоровья.
В работе бортпроводники используют ручные средства труда.
Во время полета бортпроводник активно перемещается по салону. Перед взлетом проверяется салон, готовность пассажиров, затем раздает напитки и еду. В каждом самолете есть специально оборудованная кухня, на которой готовят горячие напитки и разогревают еду. Перед взлетом и после посадки бортпроводники осуществляют контроль погрузки и отгрузки багажа.
Для бортпроводника обязательна специальная форма, которая индивидуальна для каждой авиакомпании. Как правило, это белая рубашка, элегантный костюм и головной убор.
Работа бортпроводника связана со множеством профессиональных рисков. Поскольку бóльшую часть времени бортпроводник проводит в положении стоя, причем женский персонал, как правило, работает в обуви на каблуках, велик риск возникновения заболеваний опорно-двигательного аппарата, а также варикозного расширения вен. Из-за недостатка кислорода на высоте может развиться дисбактериоз.
Бортпроводников обучают на специальных курсах. Бортпроводником можно работать после получения среднего профессионального образования в области сервиса на транспорте.
Специализированные учебные заведения:
Перспективы карьерного роста бортпроводников связаны с повышением квалификации. Уровень заработной платы зависит от профессионализма и опыта работы. Со временем бортпроводник может стать бригадиром-начальником службы. Работа бортпроводников в крупных авиакомпаниях, как правило, хорошо оплачивается.